Трудный жанр
В 1947 году ко мне явился скромный юноша в морской форме — матрос первой статьи военного флота Леонид Усач. Он прошел всю войну в составе Днепровской флотилии, на берегу Шпрее встретил победу.
Еще до призыва в армию парнишка тянулся к искусству. Его интересовали комические номера. На действительной службе Усач был активным участником художественной самодеятельности. Представившись мне, юноша попросил несколько моих рассказов. Я их охотно дал. Так начался артист-рассказчик, афиши которого ныне часто появляются на рекламных щитах столицы. Существенное уточнение: сегодня Усач не читает моих произведений. Он сам пишет себе репертуар. Уже это говорит о многом: да, Усач — комик божьей милостью. Он не только умеет найти в жизни смешное, но и облечь это смешное в форму рассказа. И прочитать с эстрады созданное им произведение так, что в любой аудитории — даже такой, как две тысячи зрителей эстрадного театра в московском саду «Эрмитаж» — слушают его с интересом и все время смеются.
Для молодого артиста эстрады нет выше признания, чем предоставленное право выступать в столице, на лучшей площадке города с сольным концертом на целое отделение! Этому признанию предшествовали концерты в разных городах страны с собственными афишами. Усач очень много гастролирует, его охотно приглашают местные филармонии. Означает ли сказанное, что я готов принять все, что написал и что делает Усач как исполнитель? Нет, конечно. На мой взгляд, не всегда сильна тематика рассказов автора-артиста. Можно в сатирический короткий рассказ вложить более существенные и глубокие сведения о нашей действительности. Не всегда достаточно тщательно сделан текст. Бесспорно, Усач нашел свои приемы и в интонациях, и в жестах, и в мимике. Они нравятся публике. Но даже удачные приемы надо разнообразить и развивать. Забавно, когда маленький толстый человечек со вздернутым носом и выпуклыми глазами быстро выбегает на авансцену и, улыбаясь с хитринкой, хрипловатым баском начинает повествовать о своих похождениях, которые всегда кончаются для него неудачно. В этих придуманных Усачом комических невзгодах зритель легко усматривает какие-то типические явления жизни. И смеются не только и не столько над толстым человечком, сколько над тем, что породило его неудачи.
Все это, повторяю, хорошо. Но не мешало бы Усачу глубже показать корни придуманных им неудач... Усачу требуется режиссер — умный и талантливый, чуткий и хорошо знающий этот редкий жанр. Конечно, тот факт, что артист своими силами сумел достигнуть многого, говорит в его пользу. Но даже виднейшие наши мастера художественного слова не пренебрегают режиссурой: и Закушняк, и Яхонтов, и Журавлев, и Балашов, работая над репертуаром, обращались и обращаются к помощи «постороннего глаза». Подлинный режиссер не ограничивается ролью слушателя-оценщика: он вносит свой творческий вклад в осуществление номера. Как это было бы полезно Усачу, который грешит некоторой однотонностью интонаций и приемов.
В заключение я должен приветствовать Леонида Усача за то, что он имеет смелость выступать в самом редком и самом трудном из сатирических жанров эстрады. У нас очень мало исполнителей комического рассказа. И понятно: в этой специальности требования к репертуару и к трактовке очень сложны. Не всякому артисту под силу удовлетворить подобные требования. А вот Усач им удовлетворяет вполне. И это — главное!
Журнал Советский цирк. Апрель 1965
оставить комментарий