Турнир без побежденных. Гуцэи - 68
Раздался призывный звук труб, и на дощатый помост, издревле именуемый эстрадой, вышли герольды в цветных накидках, с гербами на груди. И начался турнир — выпускной концерт эстрадного отделения Государственного училища циркового и эстрадного искусства, поставленный А. Крюковым и заслуженным деятелем искусств РСФСР А. Волошиным.
Буффонадно-музыкальное трио. Слева направо: ВИЛЬЯМ ФИШМАН, РУДОЛЬФ КОНОВАЛОВ и ВЯЧЕСЛАВ ШОМАРОВ.
Начался он очень красиво, несмотря на скромные средства устроителей турнира. По эстраде в изящном танце промчались лошадки и всадники, которых изображали девушки и юноши с младших курсов. Потом в танце выбежали юные красавицы — прекрасные дамы турнира; они были действительно юны и действительно прекрасны, ну совсем как в кордебалете Московского или Ленинградского мюзик-холлов. А затем вышли конферансье и начался современный эстрадный концерт. Пожалуй, даже ультрасовременный, потому что на афише он назван «Эстрада ГУЦЭИ-68».
Сердца поклонников эстрады, которые пришли в этот вечер в уютный зал училища, наполнились радостью: наконец-то выпускники выступают на настоящей большой сцене; наконец-то они видят зрителей, слышат аплодисменты; наконец-то они могут ощутить себя на несколько минут бойцами могучей армии артистов эстрады. Особенно это остро чувствуется, когда мысленно сравниваешь обстановку нынешнего выпускного концерта с обстановкой предыдущих. Казалось бы, ничего особенного — скромный эстрадный помост, кулисы, арлекин с гербом училища, несколько небогатых, самодельных костюмов, а атмосфера представления стала совсем другой — жизнерадостной, профессиональной...
Впечатления о выпускном вечере эстрадного отделения ГУЦЭИ — самые праздничные и отрадные. Но пусть не посетуют на меня режиссеры концерта и его участники, если наряду с комплиментами, вполне заслуженными, я выскажу некоторые критические замечания. Мне думается, это полезно: ведь праздники проходят, а недостатки, если их не устранить, остаются.
Исполнительница номера с куклой СВЕТЛАНА РУБАН
Конферировали концерт Н. Голубенцева и Б. Петкер. Обаятельные молодые люди вышли на эстраду с двумя новенькими красными магнитофончиками. И мысль об этих магнитофонах не оставляла их, преследовала, не давая сосредоточиться на сущности выступления. Исполнители говорили, магнитофоны им поддакивали; был приложен максимум стараний, чтобы избежать «накладок», столь частых при пользовании капризной техникой. Но было забыто почти все, что требуется конферансье, не вооруженному электронной техникой. Молодые люди и не пытались общаться с залом, донести до него какую-то мысль — все их творческое внимание поглотили проклятые красные коробочки. Исполнители были совершенно обескрылены: «включай-выключай», а когда же быть артистом, говорить со зрителями? В этой работе обнаружилась старая эстрадно-цирковая истина: «Чем больше аппаратуры, тем меньше искусства».
Та же картина повторилась и в номере С. Рубан. Очень способная девушка с прекрасными внешними данными, с незаурядными техническими навыками вождения куклы была опять-таки, на мой взгляд, несколько обезоружена техникой. Номер ее оригинально и изящно придуман. У высокой и узкой ширмы стоит актриса, на ее руке надеты черная перчатка и шарик с черными точечками-глазенками. Шарик оживает, превращается в куколку; куколка очень выразительно движется, беседует со своей хозяйкой. Актриса задает вопросы, а куколка отвечает... хриплым, «чужим», магнитофонным голосом. А может быть, лучше было бы наоборот? Чтобы куколка задавала вопросы чужим голосом, а актриса отвечала своим? А может быть, следовало обойтись вообще без «чужого» голоса? Опять техника как бы «обворовала» живого человека — актрису.
Вторая досадная черта, характерная для нескольких номеров концерта, ненужная, не вызванная сколько-нибудь серьезными требованиями, — ансамблевость. Зачем было трем человекам разыгрывать рассказ Е. Петрова «Проклятая проблема», написанный в обычной манере, от лица автора? Этот рассказ пытались сыграть трое: Т. Соколикова, А. Шейнкман и Е. Харыбин. Каждый из них по-своему одарен, но они, на мой взгляд, не составляют и никогда не составят ансамбля. После выпускного концерта пути их, очевидно, разойдутся, и совместная работа окажется напрасно потерянным временем, ничем не обогатившим артистов.
Фельетон читает ЮРИЙ ШМАГАЛА
«Песенки-загадки» исполняет ЕЛЕНА ОЗЕРЦОВА
Существует неопровержимый принцип эстрады: «То, что говорят трое, могут сказать двое. То, что говорят двое, может сказать один». Дуэт или трио имеют право на существование лишь тогда, когда наличествует яркий конфликт актерских характеров, дающий возможность предвидеть их перспективное развитие в новых сюжетных ситуациях, подсказанных жизнью. Потому-то эстрадные дуэты и трио и создаются обычно в мучительных многолетних поисках...
Та же ненужная ансамблевость бьет в глаза и в номере С. Влесс и А. Бродбара. Они пантомимически иллюстрируют рассказы, лишенные конфликта, чрезмерно длинные и псевдофилософские. Зачем два человека тратят силы на то, чего не следовало бы читать и одному? В жанре музыкального фельетона выступают Н. Воробьева и Н. Бабичев. Оба играют на фортепиано, поют, хорошо двигаются. Я не могу упрекнуть их за абсолютно непрофессионально написанный, бестолковый фельетон — не они его писали... Но почему этих юных и очень симпатичных артистов нужно было сажать спиной к зрителям? Очевидная попытка «пооригинальничать» в режиссуре обернулась, как мне кажется, элементарным неуважением к зрителям и к самим артистам.
Таковы коротко мои критические замечания. Но главное не в них. Главное в том, что мне хочется от души поздравить студентов и педагогов с их отчетной работой. Они ошибаются потому, что ищут, а ищущий всегда найдет! Хочется поздравить с удачной, оригинальной и практически ценной работой артистку Е. Озерцову. У нее получился свежий и выразительный номер «Песенки-загадки» для детской эстрады. Хочется поздравить и С. Рубан. Она со своей забавной куколкой обязательно завоюет сердца зрителей. Нельзя не пожелать еще больших успехов одаренному юмористу-рассказчику Ю. Шмагала (вероятнее всего, он будет хорошим конферансье).
Раньше эстрадных артистов не учили, не готовили — они рождались сами, часто даже не замечая этого. Теперь подготовка артистов эстрады медленно и трудно обретает профессиональные формы и теоретическую базу. Дело это хорошее, нужное нашему искусству. Хотелось бы только, чтобы литературная основа эстрадных номеров была лучше — значительнее по содержанию, ярче по форме. Думаю, что необходимые условия для этого училищу будут предоставлены.
С нетерпением ждем выпускной концерт следующего года. Пусть он также будет турниром без побежденных, но пусть победителей будет больше.
М. ВИККЕРС
Журнал Советская эстрада и цирк. Октябрь 1968 г.
оставить комментарий