В гостях у Ленина
Рассказ. Из книги «Рассказы об Ильиче»
В приемной Ленина взад и вперед сновали солдаты, матросы и вооруженные рабочие. В кабинет то и дело входили люди с бумагами и портфелями. Жизнь здесь била ключом. На голубоглазого старика в деревенской свитке и серых домотканых штанах и его спутника — юношу двадцати трех лет — никто не обращал внимания.
Они сидели на диване в уголке, положив на колени старые суконные картузы, и ждали, когда их позовут. Время шло, а про двух ходоков-хлеборобов из Саратовской губернии (так они назвались коменданту, который пропустил их в Кремль с первой партией крестьян и рабочих) никто не вспоминал. Около трех часов дня, когда в приемной стихло, дверь кабинета открылась и секретарь окликнул сидевших в углу:
— Проходите. Говорите только по делу.
Старик вскочил, оправил свитку и быстро пошел в кабинет. За ним отправился его молодой спутник, державшийся более непринужденно и спокойно. Владимир Ильич сидел за письменным столом и быстро писал. Но вот открылась дверь, он встал, вышел из-за стола и энергичной походкой пошел навстречу посетителям.
— Здравствуйте, товарищи! Садитесь, я слушаю вас. Вы, кажется, из Саратовской губернии?
— Нда, мы оттуда...
Этих нескольких слов было достаточно Ленину, чтобы понять, что эти люди не те, за кого выдают себя, что никакие они не хлеборобы и не ходоки. Тут что-то иное. Владимир Ильич пристально посмотрел на старика, прищурил глаз, слегка усмехнулся и добродушно спросил:
— А зачем вам понадобилось называть себя крестьянским ходоком? Какой же вы хлебороб? Взгляните на свои руки. Нуте-ка!
Старик долго не отрывал глаз от лица Ленина, затем посмотрел на свои суховатые белые пальцы и тихо произнес:
— Обыкновенные руки труженика... Даже слегка дрожат...
— Да-да, интеллигентного труженика! А почему дрожат — не знаю.
Владимир Ильич весело засмеялся. Он приблизился к старику и положил свои руки ему на плечи.
— Я понимаю, понимаю вас, батенька. Вы хотели пройти ко мне, вам надо поговорить со мной, и вы придумали эту метаморфозу. Верно?
Старик и юноша дружно закивали головами в знак того, что Ленин разгадал их хитрость. Глаза и улыбка Ильича были так приветливы и доброжелательны, что гости тотчас же успокоились и вместе с Лениным стали смеяться.
— Не удалось, что поделаешь! — развел руками Владимир Ильич. — Мне частенько приходится разоблачать своих посетителей. Ну а теперь присядем и потолкуем. Прошу вас.
Старик и юноша присели на диван, а Ленин придвинул стул и сел напротив. Он сложил руки на коленях и выжидательно склонил голову набок.
— Ну что ж, — начал старик, — коль мы разоблачены, не будем попусту задерживать вас. Вы угадали, Владимир Ильич, мы назвались ходоками с одной только целью: поскорее пройти к вам. Вот и прошли. Кто мы, и что нам нужно от вас? Я — старый цирковой клоун Георгий Васильевич Вальцев, по цирку —Жорж Вальди. А это мой сын — Иван Вальцев, по афишам — Жан Вальди. Мы обыкновенные, рядовые артисты, потомственные клоуны. Дед
мой был крепостным скоморохом, а отец — провинциальным рыжим... Есть такое амплуа в нашем цирковом мире.
Ленин мягко улыбнулся, кивнул головой, как бы говоря: продолжайте, продолжайте, это интересно!
— Мы любим свое дело, мы верим ему и порой даем представления при свете коптилок и в чаду «буржуек». О, мы очень терпеливы и нетребовательны! Но нынче сложилась такая обстановка, что русский цирк разваливается,
гибнет, летит в пропасть... Голодают клоуны и лошади, всемирно известные силачи и гладиаторы падают с ног... Драгоценные звери дохнут в клетках без пищи. На прошлой неделе умер от голода борец Гостинский. Знаменитый
Крылов выступает на базарах...
Старый клоун умолк и полез в карман за носовым платком. Владимир Ильич слушал с напряженным вниманием, подавшись всем корпусом вперед, словно боясь пропустить хоть одно слово. Когда старик закончил свой печальный рассказ, Ленин прошелся по кабинету, остановился у окна и тихо произнес;
— Я вполне разделяю ваше беспокойство и тревогу, мне хорошо известно, что люди искусства переживают тяжелые времена, так же как и рабочие, и крестьяне, и люди науки. Наша родина в опасности, революция под страшной угрозой. Знаете ли вы, какова обстановка у нас на фронтах? Орды Деникина захватили Орел и Воронеж, рвутся к Туле и угрожают Москве. Юденич подходит к Петрограду. Не лучше и на других фронтах. А внутри страны — голод и эпидемии...
Владимир Ильич глубоко вздохнул и умолк. Но через минуту он поднял голову, оживился и блеснул глазами:
— И все-таки мы победим! Да, да, победим, мой друг, я в этом глубоко убежден и хочу, чтобы и вы в это поверили. Вера в завтрашний день — громадное дело, вы это знаете. Но ваши лошади и звери не поддаются агитации и требуют пищи... Простите, если не ошибаюсь, цирк на Цветном бульваре дает представления? Проезжал я на прошлой неделе мимо и видел огни и пестрые афиши. Мне не показалось?
— Вы не ошиблись, Владимир Ильич. На Цветном до сих пор действует частный цирк Саламонского, хотя и не каждый день дает представления. Его арена только для иностранцев. А нам что делать?
Ленин подошел к письменному столу и что-то быстро написал на листке бумаги, затем снял телефонную трубку.
— Соедините меня, прошу вас, с Луначарским... Благодарю... Вы, Анатолий Васильевич? Вот хорошо, что застал вас. Не смогли бы вы зайти ко мне?.. Да-да, по срочному делу... Что?.. Только через двадцать минут? Пожалуйста, я
подожду... У меня сейчас в гостях два цирковых артиста, отец и сын Вальцевы... Да, положение ужасающее, хуже не придумаешь. Говорят, клоуны и звери голодают, борцы валятся с ног, попрошайничают... Что?.. Неужели? А Дзержинский что же, не знает об этом?.. Нет-нет, Анатолий Васильевич, тут что-то не то. И, прибавив несколько слов по-французски, положил трубку. Вальцев-отец приподнялся и почти шепотом спросил:
— Это вы с Луначарским разговаривали? Я не ошибся?..
— Совершенно верно. Через двадцать минут я познакомлю вас. А знаете, что он мне сейчас сказал? Артисты цирка, говорит, с откровенной враждебностью относятся к Советской власти, клоуны выступают на арене с контр
революционными каламбурами, многие бегут за границу и там клевещут на нас...
Старый клоун вскочил с места и, жестикулируя, словно на цирковой арене, прокричал:
— Да, да, Луначарский прав, тысячу раз прав! Цирк стал трибуной контрреволюции, всякие Вольдемары, бульди и манолли обливают грязью молодую нашу власть и, простите меня... вас, Владимир Ильич. И вас и ваших друзей! Они угождают вкусам бывших людей, врагов. Но не причисляйте к ним, ради бога, нас, честных русских артистов! Русский клоун или акробат — это тот же труженик и пролетарий, он всей душой с вами, с большевиками, и терпеливо ждет, когда кончатся все страдания и над ареной вспыхнут огни...
Старик поперхнулся и умолк. Колени его дрожали, и он опустился на диван. Владимир Ильич сел рядом и положил ладонь на его дрожащее колено.
—Успокойтесь, товарищ Вальцев, не расстраивайтесь, вы и так слабы. Не хотите ли чаю?
И, не дожидаясь ответа, Ленин позвонил и попросил секретаря прислать в кабинет три стакана сладкого чаю.
— Если можно, с хлебом или сухарями, — прибавил он.
— Спасибо, Владимир Ильич... Премного благодарен... Чтобы рассеять гнетущее впечатление от недавнего разговора и оживить старого клоуна, Владимир Ильич принялся расспрашивать о цирке и артистах — гладиаторах, фокусниках, борцах.
— Скажу вам по секрету, — говорил Ленин с улыбкой, — я с детских лет ужасно люблю цирк и с громадным наслаждением посещал цирки Лондона, Парижа, Вены. Ведь цирк — чрезвычайно правдивое зрелище силы и ловкости,
грации человеческого тела и умения виртуозно владеть им. А фокусники и клоуны всегда приводили меня в восхищение! Кстати, где сейчас Дуров и Труцци?
Вальцев подробно ответил на вопросы и рассказал о таких мастерах цирка, как Поддубный, Шемякин, Романов, Манжелли, Радунский, Сосин... Когда заговорили об атлетах и борцах, Ленин вспомнил что-то и перебил клоуна:
— Простите, а где теперь знаменитый силач Заикин? Знаете, я видел его выступление и был поражен. Ведь это что-то сверхчеловеческое, ей-богу! Целый оркестр на спине носил. Человек десять, не меньше!
— О, Иван Михайлович Заикин — великий атлет и борец! Мы с ним полмира объехали, где только не выступали! Теперь он, говорят, чуть ли не грузчиком стал. А наш славный борец и арбитр Дядя Ваня — в Питере, в цирке Чинизелли работает... Выступает за полфунта хлеба!
Владимир Ильич перевел глаза на Вальцева-сына, молча сидевшего в углу и не отрывавшего глаз от Ленина.
— Ваш сын, вероятно, тоже клоун? Вместе выступаете?
— Гм, не совсем так. Он — вентролог, чревовещатель и, должен вам сказать, Владимир Ильич, большой мастер своего дела. С семи лет обучался этому ремеслу.
Ленин посмотрел на молодого человека:
— Чревовещатель... Ведь это поразительно сложное искусство! Как-то раз в Париже я смотрел представление мексиканского чревовещателя и был буквально восхищен и озадачен. Честно скажу, мне не совсем понятно, как и
чем достигается это мастерство.
Отец и сын переглянулись. Старый клоун что-то шепнул сыну, и тот привстал. Юноша обратился к Ленину:
— Ведь это очень просто. Хотите, я научу вас?
В это время раздался мягкий женский голос:
— Не верьте ему, товарищ Ленин, он хочет вас загипнотизировать и внушить, что вы находитесь в Париже, на Елисейских полях...
Владимир Ильич замер в полном недоумении. Откуда голос женщины? Где она? Он даже невольно посмотрел вокруг, но, сообразив, рассмеялся и развел руками.
— Чудеса! Просто чудеса! Одну минутку...
Владимир Ильич подошел к телефону и попросил соединить его с каким-то номером.
—Ты, Маняша? Вот хорошо! Спустись-ка ко мне, если можешь. Хочу удивить тебя кое-чем.... Нет-нет, у меня тут артисты цирка, мы ведем дружескую беседу... Гораздо хуже, чем я предполагал. Нужны меры чрезвычайные! Вот ждем Луначарского... — И, положив трубку, обратился к Вальцевым: — Сестру пригласил, она тоже страшно любит цирковое искусство.
Дверь распахнулась, девушка с подносом в руках поставила на круглый столик три стакана чаю и тарелочку с несколькими ломтиками черного хлеба. Когда девушка удалилась, Ленин пригласил гостей к столику.
— Благодарствуем, — прошептал старик и потянулся к горячему стакану. — Ваня, не стесняйся, ведь ты, кажется, проголодался. И я, честно говоря, тоже...
Ленин взял свой стакан и стоя отхлебнул из него. В это время вошел Луначарский. Придерживая левой рукой пенсне, он недоуменно посмотрел на старика и юношу в лаптях и свитках, перевел глаза на Ленина и молча пожал плечами. Ленин весело глядел на него, словно любуясь его изумлением. На французском языке Луначарский обратился к Ильичу с вопросом:
— Что это значит? Кто эти люди, и зачем я понадобился вам?
— Сейчас все узнаете, — ответил Владимир Ильич. — Кто они, по-вашему, Анатолий Васильевич? А? Мужички из Костромской губернии? Ходоки из Сибири? Нет, батенька, это артисты цирка, о которых я вам сейчас говорил по
телефону. Они ловко провели коменданта и прошли ко мне под видом ходоков. На то и артисты! Познакомьтесь с ними...
Луначарский присел и начал забрасывать седого клоуна вопросами. Его интересовало решительно все: где они выступали, каков их репертуар, где сейчас Бим и Бом, куда запропастились Вильямс Труцци, Жакомино, Манжелли, Серж... При этом он проявил такое знание цирковых артистов и их быта, что Вальцев-старший сперва даже смутился и растерялся, а немного погодя начал восторженно улыбаться. Он на глазах молодел от удовольствия. Ленин же внимательно прислушивался к вопросам и ответам. В его мозгу рождалось какое-то решение.
— Видите ли, Владимир Ильич, — сказал Луначарский, — мы уже не раз поднимали вопрос о цирках, но до сих пор не пришли ни к какому твердому решению. Мне кажется, что вопрос о цирках — это первый вопрос второй
очереди, и надо создать специальную комиссию.
Ленин громко рассмеялся и замахал руками:
— Первый вопрос второй очереди! Создать специальную комиссию! Продумать, обмозговать, взвесить, обсудить! Что еще? Нет, Анатолий Васильевич, мы поступим иначе. И без промедлений. Мы издадим декрет о цирках. Да-да, специальный декрет! Необходимо сделать цирки Москвы, Петрограда и других городов достоянием народа, то есть национализировать, отобрать у Никитиных, Саламонских, Чинизелли и отдать народу. Мы переведем цирковое искусство из третьего ранга в первый!
Ленин умолк, прошелся по кабинету, но через минуту остановился перед Луначарским и продолжал:
— До революции русский цирк находился под наблюдением полиции, а теперь советские цирки будут подчинены органам народного просвещения, иначе говоря — вам, Анатолий Васильевич, вашему наркомату. Я рекомендую привлечь к созданию репертуара для нового цирка наших поэтов и сатириков, например Демьяна Бедного.
Старый клоун не удержался и вскочил с места.
— Боже, как хорошо, что мы пришли к вам, Владимир Ильич! Ведь на наших глазах здесь, в вашем кабинете, рождается новый цирк, происходит становление большого, истинно народного цирка! Наши потомки скажут вам свое
глубочайшее спасибо. И обратился к сыну:
— Ваня! Ванечка, почему ты сидишь так спокойно?
Прошло несколько недель. В августе девятнадцатого года родился знаменитый декрет за подписью Владимира Ильича Ленина. Это был декрет о национализации цирков.
Журнал Советский цирк. Апрель 1965
оставить комментарий