В Московском цирке на Ленинских горах
В дни XXVI съезда КПСС представления в новом Московском цирке на Ленинских горах посвящались форуму советских коммунистов. Об этом говорилось в красочном и торжественном прологе. Завершалось представление ярким эпилогом.
Под куполом на пяти экранах загорались огни салюта, над манежем развевались флаги союзных республик, взметнувшись вверх, били многочисленные фонтаны, переливаясь всеми цветами радуги. Вместе с участниками представления выходили девушки в костюмах народов союзных республик. Красочный эпилог воспринимался, как гимн успехам советских людей в коммунистическом строительстве.
Можно вспомнить, что почти десять лет назад первыми зрителями нового цирка были делегаты XXIV съезда Коммунистической партии Советского Союза. Тогда в представлении участвовали артисты, лучшие или одни из лучших в своем жанре: канатоходцы — Волжанские, акробаты — Ольховиковы, клоуны — Ю. Никулин и М. Шуйдин и другие. Демонстрировался номер на ледяном манеже. Ставили программу: режиссер, народный артист РСФСР М. Местечкин, балетмейстер, заслуженный работник культуры РСФСР П. Гродницкий.
За десять лет, что прошли с открытия цирка на Ленинских горах, в нем выступили многие известные мастера. Но можно ли руководителям цирка сводить заботы лишь к тому, чтобы приглашать к себе наиболее прославленных исполнителей. Правда, иногда приходится слышать мнение, что, поскольку у цирка нет своей труппы, как у театра, его история — это история здания да имена гастролеров. Однако нетрудно убедиться, что дело обстоит совсем не так. Есть цирки, известные своей активной творческой жизнью. С ними связано появление новых произведений арены: аттракционов, номеров, пантомим, тематических представлений.
В цирке на Ленинских горах ставились и тематические программы, которые открывались выразительными парад-прологами, детские сюжетные спектакли. Однако хочется обратить внимание вот на что. Если вы посмотрите программки первых годов работы цирка, то рядом с именами дирижера, балетмейстера, инспектора манежа не обнаружите имени режиссера, художественного руководителя. Лишь в отдельных программках появлялись фамилии постановщиков прологов или указывалось, что режиссер представления — один из его участников. В результате не проявлялось единой четкой творческой линии.
Около четырех лет назад художественным руководителем цирка стал его новый директор народный артист СССР, Герой Социалистического Труда Е. Милаев, главным режиссером — заслуженный работник культуры РСФСР Ю. Архипцев. Вместе с ними готовит каждое представление, каждое новое произведение постановочная группа. В нее входят: дирижер, заслуженный артист РСФСР Н. Соколов, балетмейстер, заслуженный деятель искусств БАССР Р. Рибаковас, заслуженный художник РСФСР М. Зайцева, заведующий художественно-постановочной частью А. Бух и другие. Их деятельность определяет теперь творческую жизнь цирка.
Этой группой были подготовлены тематические представления: «Сегодня, завтра, всегда», «Ритмы нашего времени», «Несущие огонь Прометея», «Нам шестьдесят! Все в гости к нам!» и другие, в том числе и самое последнее — «Звезды Олимпийской арены». Актуальность, публицистичность программам придавали парад-прологи. Наиболее удачными были прологи, посвященные 110-й годовщине со дня рождения В. И. Ленина, 60-летию комсомола «Наследники славы отцов», 35-летию победы над фашистской Германией «Май, имя которому — мир» и другие. В прологи включались фрагменты номеров, элементы хореографии, разыгрывались сценки, звучали песни, специально созданные для циркового спектакля.
На столичных манежах часто демонстрируются национальные номера. Заслуга нового Московского цирка в том, что сейчас он начал показ не отдельных номеров, а целых цирковых коллективов союзных и автономных республик. В дни, когда отмечалось 25-летие освоения целинных земель, шли представления Казахского коллектива «Земля чудес». Когда праздновалось 60-летие Башкирской АССР, выступал Башкирский коллектив.
Гастролям в Москве национальных коллективов всегда предшествует серьезная подготовка. Творческие работники Московского цирка берут на себя заботу сделать выступление выразительнее, совершеннее. Создается новое оформление, изменения вносятся в номера, в построение всей программы, ставится специальный парад-пролог.
Особенно много было сделано для Башкирского коллектива. Усилена выразительность номеров. В них включались танцевальные фрагменты. Два номера — «Джигиты» и «Игра с хлыстами» — объединили; в основу нового произведения был положен несложный сюжет. Можно добавить, что в Москве для Башкирского коллектива поставили детский спектакль, посвященный веселому празднику «Сабантуй». Этот спектакль вошел в репертуар коллектива.
Пантомимы для детей в Новом цирке готовятся каждый год к зимним, а, то и к весенним школьным каникулам. Олег Попов здесь поставил пантомиму по мотивам произведения А. Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде». Шли спектакли, подготовленные по оригинальным сценариям, в частности «Загадки волшебного замка», «Тайна волшебного озера». Эти и другие спектакли для детей были отмечены Союзгосцирком как удачные.
Если рассказывать о творческой жизни цирка на Ленинских горах, то надо сказать о специфике этого уникального здания, о тех возможностях, которые оно открывает для творчества, и тех сложностях, с которыми встречаются здесь постановщики. Много писалось о техническом оснащении цирка-дворца, о его сменных манежах, немало говорилось о грандиозных размерах зала и порой утверждалось, что это разрушает живое общение артистов и зрителей, а те, кому достались последние ряды, смотрят на воздушных гимнастов сверху вниз.
Справедливы восхищения оснащенностью цирка, размерами его зала, так и сетования на трудности работы в этих условиях. Например, возникла нелегкая задача — занять огромное пространство под высоким куполом. Оно не должно быть скучным, напоминать ангар. Значит, надо украсить зал. Оформление требуется броское, весьма внушительных размеров. Над сценой укрепляется полотнище — живописный задник — 12 метров в высоту — это высота трехэтажного дома. На стенах укреплены металлические барельефы, площадь каждого декоративного украшения — почти 16 квадратных метров.
По периметру круга у купола пять экранов. Кино используется весьма интенсивно. Кинокадры развивают тему прологов, всего представления. Иногда действия с экранов переносятся на манеж. Во время выступлений Казахского коллектива на экранах мчались по бескрайней ковыльной степи кони. А потом зрители увидели красивых скакунов на манеже. В свое время на экранах появлялись свирепые львы, затем народная артистка СССР И. Бугримова встречалась с хищниками на манеже. Отмечу, кроме всего, экраны помогают схватить, заполнить большое подкупольное пространство.
В новом цирке прологи всегда массовые. Нередко действие в них выплескивается за барьер манежа. Используется сцена, с нее по широкой иллюминированной лестнице сходят участники представления. Спускаются они и по проходам зрительного зала. Таким построением создатели парадов стараются, насколько возможно, ликвидировать отстраненность публики от происходящего на манеже. То, что в пролог включают возможно больше участников, объясняется не стремлением к некой помпезности. Просто, учитывая размеры зала, иначе нельзя. Нередко действие переносится и в подкупольное пространство. В прологе к спектаклю «Звезды Олимпийской арены» три гимнастки взлетают ввысь, за ними развеваются легкие шлейфы. Кстати, длина шлейфов 12 метров. Напоминание о необычных масштабах).
В прологах непременно участвует кордебалет. Танцевальные фрагменты включаются в номера, танцы являются своеобразной прелюдией к выступлениям артистов разных жанров. И дело не в том, что в Новом цирке собрались балетоманы. Группы танцовщиц, обогащая номера, создавая определенное настроение, в то же время делают их более массовыми, более зрелищными.
Размеры зала, высота купола, разумеется, не только ставят перед режиссерами-постановщиками нелегкие задачи, но раскрывают богатые возможности. Видимо, не случайно народный артист СССР В. Волжанский создал своего «Прометея» в цирке на Ленинских горах. Здесь, кажется, до бесконечности можно поднимать зигзаги стального каната. Существует мнение, что Московский цирк на Ленинских горах, другие новые цирки заставляют канатоходцев отказываться от традиционных стоек, которые теряются в больших залах, они подвешивают воздушные мостики, поднимая их все выше, и между ними натягивают канат.
У цирка богатые возможности для создания световых эффектов. Все чаще и разнообразнее используется звуковая аппаратура. Под звучание фонограмм идут номера, парад-прологи, отдельные части представлений. Порой это создает сложности для исполнителей, но зато и музыка и слово хорошо слышны во всем зале, до самого последнего ряда.
В прошлом году, наконец, начали действовать все сменные манежи. Это результат упорных усилий руководства цирка и всего коллектива. В самом начале после открытия стационара процесс смены манежей преподносился, как особое зрелище. Публика наблюдала, как опускается манеж, как образующийся проем закрывают специальные шторки и т. д. Теперь к действиям механизмов не привлекают внимания. В программе, которая сейчас идет, легкий, красочный шатер прикрывает манеж, когда его молниеносно убирают, под ним оказывается бассейн, заполненный водой.
Это в спектакле «Звезды Олимпийской арены». О нем надо сказать подробнее. Он получил заслуженно высокую оценку зрителей, специалистов, московских организаций. Создатели его (авторы сценария А. Внуков, Е. Милаев, Ю. Архипцев, главный постановщик Е. Милаев, постановщик Ю. Архипцев) смогли отойти от традиционных форм представления на манеже, подготовили необычный спектакль: первое отделение — «Цирк-ревю», второе — «Цирк на воде».
Спектакль-феерия «Звезды Олимпийской арены» — о дружбе цирка и спорта. Он воспевает присущие спорту порыв, взлет, отвагу, вдохновение и другие качества, без которых нельзя добиться победы. В представлении участвуют спортсмены, в него включены номера, показывающие высокие достижения мастеров манежа. Таково прежде всего выступление «Эквилибристов рекордсменов» под руководством заслуженного артиста РСФСР А. Милеева и при участии заслуженной артистки РСФСР Н. Милаевой. В номере, возглавляемом В. Пузаковым, наравне с гимнастами дрессированные медведи проделывают упражнения на брусьях, на турнике, на кольцах, на «коне» и т. д. В программу Олимпийских игр входят соревнования велосипедистов, в программе цирка — «Парад велосипедов», возглавляемый В. Голубевым. И в других номерах демонстрируются впечатляющие, сложные трюки. Постановщики стремились к тому, чтобы сделать представление праздничным, ярким.
Не раз высказывалось мнение, что цирковое искусство требует обновления, его необходимо обогащать тем, что может привлечь сегодняшнего зрителя. Думается, создатели спектакля-феерии успешно вели смелые поиски в этом направлении.
Первое отделение «Цирка-ревю» идет на застекленной арене, светящейся изнутри разноцветными огнями. На ней демонстрируются в основном групповые номера. Среди них номер «Танц-жонглеры». В этом выступлении девушек сочетаются ритмические танцевальные движения, жонглирование булавами и катушками-диаболо. Участники танцевальной группы «Цирка-ревю» и балета Московского цирка придают всему представлению особую живость, красочность, блеск.
Во втором отделении, названном «Цирк на воде», как уже сказано, манеж заменяется бассейном, с небольшим островком в центре. Всем приходилось слышать справедливые призывы, что цирк должен активнее черпать в спорте при создании новых номеров. Отделение открывает группа художественного плавания возглавляемая В. Максимовым. Наверное; выступление мастеров синхронного плавания можно сделать более цирковым, но и сейчас оно достаточно красиво и эффектно.
Бассейн позволил кардинально перестроить номер «Морские животные» дрессировщика В. Тимченко. Сделать это было просто. Для начала никто даже не представлял как поведут себя сивучи и котик оказавшись в глубоком бассейне, неверное, многим приходилось видеть в зоопарке такое: у вольера табличка «Морж», а за изгородью лишь водоем, морж скрывается где-то под водой. Опасались, пустят животных в бассейн, а те не захотят из него вылезать. Как их оттуда выманить? Сивучи не вышли из повиновения, с ними удалось подготовить новые трюки. Сейчас они ныряют с вышки, разогнавшись в воде, выпрыгивают из нее и преодолевают барьеры, плавая, балансируют на носах мячи. Вылезая на островок, сивучи проделывают различные акробатические трюки, «читают» букварь, а выбравшись, на барьер, движутся по нему, вращая разноцветные обручи. Поведение морских животных в родной стихии раскованное, оживленное, и выступление становится более занимательным.
Примечательно, что номера самых разных жанров, когда они демонстрируются на островке, посредине воды, приобретают своеобразие, смотрятся иначе, чем на обычном манеже. В номере воздушного полета с амортизаторами его руководитель А. Вязов, выступающий в роли комического персонажа — Капитана, ныряет с высокого мостика в воду. На островке игру с хулахупами демонстрирует И. Дешко. Когда она, вращая серебристые обручи, разбрасывает их, они падают не на ковер, а в воду, и, покачиваясь, плавают вокруг. Будто бы мелочь но тут движение обручей не прекращается, из стремительного переходит в плавное, легкое, еле заметное, И таких мелочей немало.
Участники клоунад, разумеется, оказываются в воде, и это создает дополнительные комические ситуации.
Представление завершает новый номер «Космическая фантазия» в исполнении К. Тятте, заслуженного артиста Грузинской ССР А. Перадзе и группы молодых гимнастов. Номер подготовлен цирком на Ленинских горах и посвящается, как сказано в программке, «совместным полетам космонавтов Советского Союза и социалистических стран».
Замечу, то один из 20 номеров, подготовленных или кардинально усовершенствованных цирком за последние три года. Среди них «Воздушные турнисты», руководимые Е. Ескиным, «Икарийские игры», возглавляемые В. Ушаковым, «Карнавальные миниатюры», "возглавляемые Ю. Канагиным, «Бегемоты, собаки, обезьяны» дрессировщика Т. Ахундова, «На цирковом пляже», с которым выступает Женя Милаев, «Жонглеры с голубями» В. Карповой и М. Ястребовой. Новый репертуар был подготовлен для клоуна-мима А. Нисанова. Над номерами обычно работает целая постановочная группа, которую возглавляют художественный руководитель цирка Е. Милаев и главный режиссер Ю. Архипцев. Подготовлены были в основном номера, рассчитанные на выступления в больших залах. Для номера «Воздушные турнисты» создан аппарат с двумя ловиторками по обе стороны турника, это позволяет гимнастам занять больше подкупольного пространства, увеличить амплитуду перелетов. А вот, скажем, в номере «Жонглеры с голубями», в котором всего два исполнителя, выступление построено так, что несколько раз голуби вылетают из проходов, пересекают манеж, парят над ним. Таким образом действием оказывается охвачено больше пространства.
И еще одно, что, на мой взгляд, надо отметить. В номер широко включаются элементы юмора. «Карнавальные миниатюры» насыщены шутками, розыгрышами, мистификацией. Освещен улыбкой номер «На цирковом пляже». В группу воздушных турнистов входит комический персонаж и т. д.
Но давайте вернемся к номеру, выпущенному накануне XXVI съезда КПСС, «Космическая фантазия». Его отличают пафос, публицистическое звучание. В самом начале мы видим скульптурную группу, из нее, из трепещущих языков пламени, взлетают космонавты. Они совершают полет по орбите. К ним ввысь поднимаются еще девять космонавтов с флагами социалистических стран — участников программы интеркосмос.
Исчезает купол, наверху ночное небо с тысячами звезд, на его фоне движутся в светящихся костюмах-скафандрах гимнасты. Аппаратов не видно, кажется, что фигуры плавают в невесомости. В центре солируют Тятте и Перадзе, а вокруг них своеобразный воздушный кордебалет. Движения девяти гимнастов синхронны. Зрелище красивое и величественное.
Когда гимнасты оказываются в центре манежа, вспыхивает яркий свет. Номер завершает программу, органически переходя в эпилог-апофеоз.
Этот спектакль явился творческим отчетом Нового цирка на Ленинских горах XXVI съезду партии, итогом десятилетней работы стационара.
Съезд нашей партии поставил перед всеми деятелями искусства, в том числе и циркового, большие, вдохновляющие задачи. Коллектив нового Московского цирка полон решимости, активнее используя свои постановочные возможности, создавать интересные, новаторские спектакли и номера, вносить достойный вклад в развитие искусства манежа.
К. ГАНЕШИН
оставить комментарий