В помощь руководителям народных цирков
Оригинальные воздушные номера
В редакцию журнала поступило несколько писем от руководителей самодеятельных цирковых коллективов. В них содержится просьба — дать описание новых воздушных номеров. Выполняя эту просьбу, мы знакомим участников народных цирков с новой аппаратурой. Здесь даются только принципы устройства, которые могут быть развиты артистами-любителями. Такую аппаратуру при желании нетрудно изготовить на любом металлообрабатывающем заводе или в мастерских.
Будущим участникам новых номеров необходимо учесть, что работать на них могут только хорошо подготовленные исполнители, знакомые с основными трюками воздушной гимнастики.
Разновысокие параллельные брусья (рис. 1)
Аппарат в основном предназначен для участниц цирковой самодеятельности. Он состоит из двух колец, изготовленных из труб. Верхнее кольцо находится относительно нижнего точно в таком же положении, как на спортивных разновысоких женских брусьях. Диаметр труб должен быть таким, чтобы исполнителям было удобно держаться за них. Расстояние между верхним и нижним кольцами определяется тем, что гимнаст, находясь в каче, не должен доставать ногами противоположного бруса.
Аппарат рассчитан для одновременного выступления одной, двух, трех и четырех исполнительниц. Трюковая работа на этом цирковом снаряде несомненно знакома спортсменкам-гимнасткам, выступавшим на брусьях.
Нужно только добиться синхронности исполнения трюков участниками номера. Этим номер и будет отличаться от спортивных упражнений. Он рассчитан на 6—7 минут.Начинать выступление следует двум гимнасткам. Затем их сменяют две другие (первые отдыхают). Потом работают три гимнастки, составив комбинации так, чтобы они не мешали друг другу выполнять трюки. В финале выступают все четыре исполнительницы.
Аппарат либо подвешивается под куполом (над сценой), или же устанавливается, как турники, с помощью стоек в партере. При работе в партере гимнастки должны включить в свой репертуар красивые сходы на землю, которые исполняются спортсменами на брусьях. Аппарат со сложным вращением.
На рис. 2 показан аппарат воздушного номера, в котором движение гимнасток происходит и по горизонтали и по вертикали.
На основном штамберте (А) в центре на подшипниках укреплена рама из труб. На концах рамы помещены аппараты для работы — трапеции, круги или бамбуки. Рама должна быть точно уравновешена вместе с исполнителями и легко вращаться, как лопинг. Ее вращение осуществляется двумя моторчиками с деревянными пропеллерами.
К концам основного штамберта крепятся две трапеции на длинных веревках. Весь аппарат подвешивается на вращающейся «машинке» и движется при помощи мотора, как воздушные «вертушки». При желании и трапеции и круги можно сделать «тематическими» (ракеты, спутники, звезды).
Гимнастки на трапециях двигаются по кругу. Вращение рамы и трапеций — одновременное. Все снаряды, на которых работают артисты, в финале вращаются по вертикальной оси. Это делается при помощи пружин. Гимнасты сами в определенный момент открывают их «замки».
Вращающиеся кор-де-парели (рис. 3)
Сейчас стал популярным старый номер «кор-де-парель» — выступление гимнастки на вертикальном канате. Мы предлагаем групповой номер для трех или четырех исполнителей на вращающемся аппарате.
К большому кольцу из труб подвешены три или четыре каната. Они соединены с кольцом, крепящимся к полу с помощью «машинки». Подвешивается аппарат на четырех тросах и тоже на вращающейся «машинке». Вращение аппарата осуществляется и мотором и ручным способом — при помощи «передачи» из веревки. Эта «передача» устроена так: внизу канатов помещается катушка, а вторая находится за кулисами. Катушки соединены веревкой (на катушках должно быть несколько полных оборотов веревки). Аппарату дается начальное движение руками, а потом поддерживается «передачей». Это устройство очень удобно, потому что с его помощью можно регулировать скорость движения аппарата по своему желанию.
Работать на вращающихся канатах, конечно, сложнее, чем на обычном канате. Но этот аппарат несомненно поможет найти исполнителям новые трюки. Кроме кор-де-парелей на основном круге подвешены небольшие «кор-де-воланы». Поэтому вторую половину работы и финал можно проводить на них. Кор-де-воланы дают возможность показывать разные «мельницы», что очень эффектно в конце номера. Но если не усложнять аппарат «кор-де-воланами», финальным трюком на «кор-де-парелях» могут быть вращения в зубниках, Несмотря на масштабность аппарата (диаметр верхнего круга должен быть не менее двух метров), его легко подвешивать на высокой сцене и убирать вверх между колосниками лонжей, зацепленной за круг. К сцене нижняя часть аппарата крепится или тройным блоком, или винтовым тендером. Можно также протянуть по полу сцены трос, концы которого крепятся за кулисами, и за середину этого троса крепить блок аппарата, Канаты должны быть натянуты не очень сильно, так как тугая натяжка мешает работе (трудно делать «заплеты» ногами).
Трехъярусная трапеция-лопинг (рис. 4)
На штамберте укреплены три лопинга разной длины. Они крепятся друг к другу «замками», которые в любое время можно открыть (то есть разъединить лопинги). Разность длины лопингов должна быть такой, чтобы каждый гимнаст мог стоять на своем лопинге, не доставая головой до следующего.
Штамберт аппарата укрепляется четырьмя растяжками и тройными блоками. Он должен стоять неподвижно.
В начале номера все три лопинга замкнуты на «замки».
Трюковая работа на этом аппарате состоит из групповых «гирлянд». Очень хорошо, если исполнители будут иметь навыки в акробатике: нижний — средний — верхний. Тогда возможны трюки акробатического характера со стойками на руках. Мы приводим несколько трюков, чтобы дать понятие о характере работы.
В финале все три лопинга вращаются в разные стороны. Нужно научиться вращаться на них вперед и назад для создания более эффектного зрелища в финале. Метраж номера 6—7 минут.
Воздушные акробаты (рис. 5)
Номер очень эффектен. Предлагаем его участникам самодеятельности потому, что среди них обычно много исполнителей крафт-акробатики, особенно парной. Но этот номер по силам только очень хорошо подготовленным силовым акробатам.
Аппарат — обычная воздушная рамка, только несколько удлиненная. Основа рамки из труб. На верхней плоскости труб делаются прорези от края до середины. Ширина их полтора-два сантиметра. У края (где крепятся растяжки) в прорезях делаются круглые отверстия. Это для того, чтобы нижний мог в них поместить специальные приспособления на подошвах ботинок (чтобы не соскользнуть с труб рамки). Прорези дают ему возможность передвигаться до центра и обратно. Ширина труб рамки такая, чтобы, во-первых, нижнему было удобно стоять, а во-вторых, чтобы верхний мог пройти между ними во время исполнения некоторых трюков.
Работа на этом аппарате состоит и из трюков силовой акробатики — стойки руки в руки и рука в руку, копфштейнов, свечек, кабриолей, а также и из гимнастических трюков типа партерного полета и трюков ручного вольтижа.
На рисунках показаны некоторые трюки. Для безопасности выступлений верхнему необходимо работать с лонжей. Лонжа крепится на одном из верхних подвесных тросов.
Следует помнить, что рамку нужно устанавливать так, чтобы она не шаталась из стороны в сторону. Тросы для растяжек должны быть не меньше 6—8 мм в диаметре.
Мы рассказали здесь о пяти номерах. Овладение ими требует, конечно, серьезной работы и над аппаратурой и над мастерством исполнителей, но мы уверены, что это в возможностях самодеятельных артистов.
А. ШИРАЙ, режиссер цирка
Журнал Советский цирк. Ноябрь 1964 г.
оставить комментарий