Веселый дуэт - Елена Амвросьева и Георгий Шахнин
Когда я смотрю выступление музыкальных эксцентриков Елены Амвросьевой и Георгия Шахнина, мне всегда хочется сравнить номера этого жанра в советском и старом цирках.
До революции они были, как правило, крайне примитивны. Нередко артисты играли на различных инструментах, не имея никакого представления о нотах и элементарной музыкальной грамоте. Исполнителями этих номеров становились зачастую потерявшие форму или получившие травмы акробаты и гимнасты. Они переключались на музыкальную эксцентриаду и буффонаду, чтобы продлить свое пребывание на арене. Другое дело сейчас. Музыкальные эксцентрики стали полноправными участниками цирковых программ. За последнее время заметно возросло их мастерство и качество репертуара. И в этом нет ничего удивительного: ведь теперь эксцентриками становятся чаще всего профессиональные музыканты.
К числу таких артистов и принадлежат Е. Амвросьева и Г. Шахнин. На манеже они разыгрывают забавную сценку. Правда, в начале ее действие идет в серьезном ключе, и поэтому зритель еще не догадывается, что видит эксцент-рический номер. На арену выходят старый маэстро и его аккомпаниатор — высокая нескладная женщина с кружевным воротничком. Вполне профессионально старичок исполняет на трубе Вторую рапсодию Листа. Но что это? Маэстро вдруг начинает фальшивить. Он хочет и никак не может чихнуть. Наконец он громко чихает, и с пюпитра разлетаются ноты. С этого момента мы видим на манеже калейдоскоп комических ситуаций. От незадачливого музыканта ноты сами убегают за кулисы, разваливается труба. Не может маэстро справиться и с тромбоном. Строгая аккомпаниаторша не выдерживает такой профанации и сама начинает играть на тромбоне. Это лишь обостряет конфликт, который разрешается по-цирковому. Пианистка неожиданно обливает старичка водой из тромбона, а тот в свою очередь стреляет в нее из трубы. И только в финале номера зритель узнает, что роль старого маэстро исполняла Елена Амвросьева, а «аккомпаниаторшей» был Георгий Шахнин.
Е. Амвросьева — не случайный человек на арене. Ее мать Ольга Николаевна работала в известной труппе джигитов Тугановых. Я помню Лену восьмилетней девочкой, уже играющей на скрипке. Тогда она училась в Ленинградском музыкальном училище. Но мысли о цирке не покидали ее. И вот Лена решила поступить в студию циркового искусства, созданную вскоре после окончания войны при Ленинградском цирке Г. С. Венециановым. Девушка училась одновременно на двух отделениях — конном и музыкальном. Здесь сразу обнаружились разносторонние способности молодой артистки. Но нужно было сделать выбор между двумя жанрами, и Лена предпочла музыку.
В жанре музыкальной эксцентрики полностью раскрылось яркое дарование Елены Амвросьевой. Созданный ею образ старого музыканта необычайно трогателен и смешон. Впечатляет также ее отличная игра на трубе (что, кстати, очень сложно для женщины). Об Амвросьевой хочется говорить не только как об артистке-музыканте, но и как о мастере, владеющем несколькими жанрами циркового и эстрадного искусства. Мне приходилось видеть ее в различных пантомимах и сценках, и везде она создавала интересные законченные образы.
Георгий Шахнин — блестящий музыкант. Его исполнение на цуг-тромбоне «Чардаша» композитора Монти виртуозно. Артист учился в музыкальном училище в Волгограде. Оттуда ушел на фронт, После победы над фашистской Германией Шахнин решил закончить свое музыкальное образование. Он был принят в училище при Московской консерватории. В дальнейшем Шахнин работал на эстраде в джаз-оркестре Бориса Ренского. Придя в цирк, он вместе с Амвросьевой участвовал в смешном эксцентрическом музыкальном номере «До-ре-ми», который, к сожалению, распался после ухода А. Поповой. Тогда Е. Амвросьева и Г. Шахнин решили создать номер для двух комических музыкантов, который был поставлен заслуженным деятелем искусств РСФСР М. Местечкиным.
Радует тонкое актерское мастерство Шахнина. Образ женщины-аккомпаниатора в его исполнении подан очень мягко, без какой бы то ни было утрировки, и, главное, без налета пошловатости, которой, к сожалению, грешат многие коверные, исполняющие подобные роли. В целом номер Е. Амвросьевой и Г. Шахнина необычайно интересен, эксцентричен и очень музыкален. Классический репертуар и эксцентрика, граничащая с буффонадой, не только ни противоречат друг другу, а как бы дополняют один другого.
Своей неповторимой индивидуальностью, мастерством, хорошим вкусом артисты сразу завоевали большой успех как у советского, так и у зарубежного зрителя. Недавно Елена Амвросьева и Георгий Шахнин побывали на гастролях в Австралии, где тепло принимались публикой. Талантливые артисты продолжают работать над своим номером, и я уверена, что скоро мы будем свидетелями их новых творческих достижений.
КЛАРА КОХ, заслуженная артистка РСФСР
Журнал Советский цирк. Февраль 1966 г.
оставить комментарий