Вита и Зигмунд Черняускас
Наверное, каждому, кто видел выступление Виты и Зигмунда Черняускас, оно запомнилось. Для тех же, кто не видел этот номер, опишем хотя бы один их трюк.
Зигмунд устанавливает на голове высокую лестницу, и партнерша взбирается по ней до верхних ступенек. Зигмунд берет еще две лестницы: одну правой рукой, другую — левой и начинает по ним медленно подниматься, балансируя на голове третью — с партнершей. Лестницы, по которым Зигмунд совершает восхождение, ничем не прикреплены к пьедесталу, они раскачиваются. Достигнув последних ступенек, артист на мгновение останавливается, затем одновременно с партнершей начинает жонглировать кольцами.
Пожалуй, все трюки этого номера заслуживают специального разговора, но не менее интересна история их создания. На первых порах у Виты и Зигмунда был неплохой номер жонглирования. Но исполнителей не влекла спокойная жизнь, они мечтали о новом, необычном. Тогда-то они и приступили к созданию сложного, оригинального номера. Зигмунд утверждает:
— У нас такие требования к трюку: он должен быть эффектным и непременно сложным. Мы с партнершей — акробаты, эквилибристы, жонглеры. И стремимся, чтобы каждый трюк сочетал в себе элементы всех этих жанров.
Есть у Черняускас такой трюк. Зигмунд поднимается на вольностоящую лестницу, и Вита подает ему две железные «лапы», похожие на медвежьи. Прикрепив их к стойкам, Зигмунд встает на «лапы», и вся лестница оказывается у него под ногами. Балансируя ногами лестницу, артист держит на лбу палку с мячом и одновременно жонглирует шестью кольцами.
— Так выглядит трюк сейчас, — замечает Зигмунд и рассказывает историю его создания. — Началось все с того, что я хотел, стоя в центре манежа, жонглировать шестью кольцами и балансировать палку с мячом. На ковре я освоил это сравнительно быстро — за несколько месяцев. И тогда подумал: а если то же делать, стоя на лестнице? Влез на лестницу — и пришлось как бы заново учиться жонглировать. Кажется, что жонглер работает только руками. На самом же деле это не так. Кольцо летит влево — исполнитель наклоняется влево, затем вперед, назад. И ноги и корпус у него живут в едином ритме с руками. На земле движения жонглера ничем не ограничены. На лестнице все гораздо сложнее. За кольцами бегать нельзя, подбрасываешь их руками, в то время как ноги и корпус балансируют лестницу. В разговор вступает Вита, вспоминает дни освоения этого трюка.
— Поднимется, бывало, Зигмунд на лестницу с кольцами, встанет и замрет. Долго стоит, вроде бы ничего не делая, а на лбу крупные капли пота... А тут еще кто-то из самых хороших побуждений советует не тратить зря времени на эту безнадежную затею. Иногда и нам казалось, что трюк невыполним, но вот сейчас мы демонстрируем его.
— Вы репетируете ежедневно?
— Да, — следует ответ. — Жонглирование — четыре-пять часов. Акробатика и эквилибр — столько же.
— А сколько времени отнимает обдумывание нового?
— Все время, что остается от репетиции.
Еще вопрос артистам: когда они считают работу над трюком законченной?
— Мы никогда не показываем того, что идет у нас «со скрипом», с напряжением, — говорит Зигмунд. — Нельзя демонстрировать зрителям тяготы нашего труда, получать аплодисменты за то, что не сорвался, кое-как дотянул трюк до конца.
Высокая требовательность — черта, присущая творчеству Черняускас. Они в постоянных поисках, непрерывно совершенствуют и трюки и композицию номера.
С. МАКАРОВ, артист цирка
Журнал Советский цирк. Май 1968 г.
оставить комментарий