Владимир Леонидович Дуров
Передавая мне тонкую ученическую тетрадь, Юрий Владимирович Дуров попросил: — Смотри, не потеряй ее!
На фото. Титульный лист репертуарного сборника В. Л. ДУРОВА
Предупреждение оказалось излишним. Тетрадь была уникальной. На обложке крупным шрифтом старинной машинки напечатано: «СБОРНИК ВЛАДИМИРА ЛЕОНИДОВИЧА ДУРОВА», а чуть повыше надпись от руки: «К исполнению дозволено. Цензор драматических сочинений (подпись)». И, наконец, дата: «Спб., 17 декабря 1909 г.».
...Если великолепные, подлинно сатирические блестки Анатолия Леонидовича Дурова (вроде выкрашенной в зеленый цвет свиньи, изображавшей одесского градоначальника Зеленого) широко известны, то монологи, шутки, сценки его старшего брата знают немногие. Вошли в историю его «Железная дорога», мировое значение приобрел разработанный им гуманнейший метод дрессировки, его научные опыты с животными. Однако Владимир Леонидович был прежде всего клоуном, едко высмеивавшим самодержавный произвол. В. Л. и А. Л. Дуровы первыми прописали на манеже политическую сатиру, преподнося ее средствами подлинно цирковыми. Они были как бы тем образцом, к которому в более поздние времена с разной степенью успеха приближались другие артисты. И если мы сегодня с гордостью говорим о высокой идейности советского цирка, то с каким же уважением должны отнестись к творчеству одного из родоначальников идейной арены! Как и его брат, Владимир Леонидович неоднократно подвергался гонениям за свои смелые выступления, но ни на минуту не складывал оружие. Доказательством этого и является лежащая передо мной тетрадь, густо-испещренная цензорскими запретами.
На манеже В. Л. ДУРОВ
Я уже говорил о дате — 1909 год... Это было трудное для сатиры время. «Революция (1905 года) потерпела поражение. Наиболее боевые сатирические издания были закрыты. Снова запестрели традиционные сюжеты обывательской юмористики, густо пошли всякого рода скабрезности. В 1907 году стал выходить журнал под откровенно капитулянтским названием «Отбой»*.
* Л. Плоткин, О путях развития русской сатиры. — Сб. «Русская сатира», М. — Л., Гослитиздат, 1960.
Но русский клоун вовсе не собирался «давать отбой», хотя и предупреждал в прологе:
«Я — шут. Как люди все, я жажду славы,
Хотя служу толпе лишь для забавы.
Моя обязанность беспечно век шутить,
Дурачиться и публику смешить...»
Но тут же следует предупреждение:
«Шуты царей когда-то веселили
И им шутя нередко правду говорили,
Хотя неоднократно их язык
Слуг царских приводил в тупик...»
И дальше:
«В глубокую старинушку шуты и дураки
По старому обычаю носили колпаки,
А в нынешнее времечко шутов и дураков
Мы видим в высшем обществе без всяких колпаков!»
Однако следует сказать вот что: сатира, безусловно запрещаемая для печати, могла иногда проскочить на арену. Цирк считался у властей «балаганом», Дуров — паяцем, коего и принимать-то всерьез не следовало. К тому же печатное слово получало огромное распространение, а масштаб действия клоуна был сравнительно узок, — ведь ни по телевидению, ни по радио цирковых представлений тогда не передавали! Как бы то ни было, в тетради встречаются вещи крамольного по тем временам содержания, но нужно учитывать авторитет, энергию, темперамент Дуровых, их самоотверженную борьбу за свой репертуар. Иногда при отношениях с «власть предержащими» помогало Дуровым их дворянское происхождение. В. Л. Дуров сам описал, как однажды надзиратель в Курске запретил его выступление. Но стоило артисту поднять зубами письменный столик, как надзиратель насторожился. Потом выяснилось, что оба они воспитывались в одном кадетском корпусе. Но вернемся к сборнику... Сценка «Выход со свиньей». Вот ее начало: «А вот и мое свинство — без свинства нельзя! Свинья грязная, ибо мылась в здешних банях... Кланяйся, чушка, и я тебе поклонюсь — теперь с каждой свиньей надо быть вежливым...»
Известно, что В. Л. Дуров был артистом разностороннего дарования. После специфически клоунской сценки, где слово сочетается с элементом дрессуры, в тетради значится смешной рассказ о том, как «Мужик три года покупал самовар». Очевидно, В. Л. Дуров заполнял им паузу. А далее идет реприза:
— Для чего нам даны руки?
— Фокуснику — людей морочить, бедняку — камни ворочать, начальству — драть, чиновникам — брать, а клоуну — пощечины давать...
Естественно, что слова о «начальстве» и «чиновниках» энергично зачеркнуты красными чернилами. Но главное в программе — репризы, так или иначе связанные с животными. Вот, например, «Диалоги с собачкой»:
— Рекомендую — чистокровная дворняжка... виноват, надворная советница!.. Докажи, собачка, что лаской и гуманным обращением можно собаку превратить в сознательное существо, а побоями можно и человека в собаку превратить! Покажи, как прогресс ползет вперед... Смотри, смотри, не оторви хвоста, а то будешь куцая, как «персидская» конституция. (Нетрудно представить себе, какую иронию вкладывал Дуров в слово «персидская»!). Докажи, что у нас образование стоит на точке замерзания, а собачье, наоборот, - идет вперед! (Публике) Потрудитесь смешать цифры... не бойтесь, это не прокламации... (Потом, обращаясь к собачке).Чего ты мечешься вправо и влево? За такое направление я тебя буду судить, посажу тебя на цепь! Вот и сиди, как твой хозяин когда-то за свой язык сидел... Об амнистии вопрос ныне близок к завершению, потому, мой верный пес, я дарю тебе прощенье. Впрочем, дуд ки, ты не верь — я подумаю лет десять, но с тобой как быть теперь: расстрелять или повесить?! (Две последние стихотворные фразы я извлек из-под жирной красной черты на листке сборника). Затем следует великолепная «Песнь торжествующей свиньи», последние строчки которой я не могу не привести:
«Что значит родина? По-моему — корыто,
Где пойло вкусное так щедро через край
Для поросят моих и для меня налито.
Хрю-хрю... Вот — родина! Хрю-хрю... Вот — светлый рай!
Пусть гибнут дураки за бредни, идеалы,
За стадо глупое «обиженных свиней»,
И вовсе нет его!.. Нас кормят до отвала,
Хрю-хрю... Все — выдумки крамольников людей.
Пускай колбасники торгуют колбасою,
Из братьев и сестриц готовят ветчину,
А мне то что?.. Ведь я сыта, я жру помои,
И, слыша рев и визг, я глазом не моргну...»
Привести здесь все содержащееся в дуровском сборнике, разумеется, нет возможности. Здесь и блистательный монолог о еврейском юноше, гонимом из столицы за черту оседлости, его ночной разговор с памятником Петру. Здесь и стихотворение:
«Был дом, где под окном
И чиж и соловей сидели и пели.
И еще был дом, где за решеткой под окном
Редакторы газет сидели.
Но те — не пели...»
Перед дальней дорогой. На переднем плане В. Л. Дуров
Исполнявшиеся Дуровым произведения были очень разными по форме: тут и обличение в монологе, и лукавство в басне, и шутки, произносимые как бы экспромтом. Но все они били в одну цель. Однако Владимир Леонидович не меньше, чем говорил, — действовал... Он вынимал из корзины бутылки, приговаривая, кому какие дарить (крайне правым — «Монополь», кадетам — «Английскую горькую», трудовикам — «Хлебный квас» и т. д.). Он демонстри» ровал крыс, так представляя их публике: «Это крыса — фарисейская, это крыса — интендантская, это крыса — полицейская. Вот и крыса канцелярская. Вот вам крысы изнуренные, эти крысы все голодные, на страданье обреченные — это крысы всенародные», (Здесь, разумеется, тоже погулял цензорский карандаш). Знаменитое «Аллегорическое шествие», много лет спустя успешно возобновленное его внуком Юрием Владимировичем, в те годы выглядело так.
— Музыка, сыграйте марш «Тоска по родине» — это самое подходящее к моему шествию... (И вот верблюд везет огромную чернильницу. На верблюде надпись: «Демократия», на чернильнице — «Бюрократия». Осел везет козленка. Надписи: на осле — «Старая (?!) цензура», на козле — «Пресса». Идет бык, надпись: «Трудовик». Идет лошадь, надпись: «Рабочий вопрос». Собака везет ассенизационную бочку. На бочке надпись: «Дух времени». Собаки везут лисицу и ворона. Надпись: «Провокаторы». Верблюд везет поросенка. Надписи: на верблюде — «Труд», на поросенке — «Капитал». Выезжает орел (очевидно, в клетке), надпись: «Свобода» и т. д. и т. п. В финале сам Дуров выезжает на тройке собак. Надпись: «Сатира»). На рождество Дуров раздавал «подарки», разумеется, злободневные. Нам сегодня ничего не говорят фамилии Залемана, Пучкова или Угарова, получавших персональные «подношения», но были и такие стихи:
«Я изучил столицы нравы
И, позабытую в углу,
Для стародумцев из Управы
Достал поганую метлу» и т. д.
Перечеркнута в тетради сценка «Музей редкостей»:
« — Какая старая, дряхлая, затхлая гостиница «Старый режим»!!!
Ей бы давно развалиться пора, а она все еще стоит... А вот и «Музей редкостей».
1. Еще не конфискованный сатирический журнал.
2. Совсем новенькая, но бывшая в употреблении нагайка.
3. Оторваная нога «свободной» гражданки... Но наконец-то лопнуло обывательское терпение — подожгли — горит ненавистная гостиница... Что это? Пожарные?.. Провокаторы? Не троньте! Дайте же сгореть! (Тут собака вывозит поросенка с надписью: «Реакция»)».
С любимой обезьянкой В. Л. Дуров
Трудно переоценить смелость артиста! И если петербургский цензор перечеркнул сценку, то где-то в других местах она все же шла! Перечеркнуть Дурова было невозможно! И снова — «Подарки к светлому празднику»: тачка для прокатывания начальства, веревочные нервы и ангельское терпение для рабочих, горшок земли для крестьян, тюрьма для редакторов, двойные карманы приставам и т. д. и т. п., и, наконец, замок — Дурову!
Характерно, что тут были и «персональные подарки»: Иудушке Меньшикову* — помойное ведро для собирания материала, Леониду Андрееву — пишущую машинку, чтобы после «Анатемы» мог быстрее браться за современные темы, А. И. Куприну — лопату, чтобы «докопать «Яму», а также воздушный шар и костюм водолаза — для «пущей известности».
*Меньшиков — реакционный журналист.
Далее следовал злой рассказ о Думе и язвительные куплеты:
Там съезды, там речи,
Тут пули, картечи,
Кровь льется рекой.
Ой-ой, ой-ой!..
Везде беспорядки,
Шум, драки и взятки,
Исчез наш покой.
Ой-ой, ой-ой!»
Да, это был грозный Шут! Вот (снова, разумеется, перечеркнутая) эпиграмма:
« — Друг! На жизнь вокруг взгляни,
Станешь жизни ты не рад;
По закону в наши дни
Беззакония творят!»
Описана в тетради «Железная дорога» и многое другое. Перечислить все это, как я уже говорил, в статье невозможно. И как бы итогом боевого репертуара русского клоуна звучат записанные в тетради слова:
« — Я — шут! Порой могу сказать такую шутку.
Что многим, может быть, она не по желудку,
Но знаю я, всем невозможно угодить,
Когда ты будешь только правду говорить.
О, если б речь моя пестрела ложью, лестью.
Клянусь я вам моей нешутовскою честью,
Она б тогда пришлась по вкусу многим
Скотам отъявленным, двуногим...
Но я на бой иду с открытой грудью, смело,
И до нападок разных мне нет никакого дела,
Свищите мне, меня вы оскорбляйте —
За правду все стерплю! Вы так и знайте!!!»
Я откладываю тетрадь в сторону... И почти физически ощутимо ясно встает передо мной плохо освещенный старый цирк в одном из уголков необъятной Российской империи. Народ, до отказа переполнивший зал, жадно внимает происходящему на арене. Еще бы! На ней выступает молодой, дерзкий «Король шутов, но не шут королей». Блестящим каскадом летят с манежа искры, полные гнева, сарказма, иронии... Они падают на благодатную почву... Скоро, уже совсем скоро возгорится пламя Октябрьской революции и Родина наша воплотит те идеалы, за которые вместе с передовой частью современного ему русского общества боролся великий артист Владимир Леонидович Дуров.
ЮРИЙ БЛАГОВ
Журнал Советский цирк. Ноябрь 1967 г.
оставить комментарий