И вновь танго
B июне 1985 года в Москве проходил V Международный конкурс артистов балета. Он, как всегда, привлек молодых танцовщиков со всего мира — представителей разных школ классического балета. Московский конкурс заметно выделяется среди подобных форумов как представительностью, так и особой серьезностью требований, предъявляемых молодым артистам.
B состав жюри конкурса вошли звезды мирового балета, известные деятели хореографии. O такой публике, которая ежедневно в течение двух недель заполняла большой театр и так чутко и верно отзывалась на любой нюанс в танце или музыкальном сопровождении, могли 6ы мечтать артисты любой балетной сцены мира.
Конкурс — это смотр достижений, это обмен опытом, здесь обсуждаются творческие проблемы и новые явления в искусстве разных стран, здесь учат и учатся, сопереживают и заряжаются творческой энергией. В эти дни в Большом театре можно было увидеть, пожалуй, всех, кто так фанатически предан искусству танца.
Владимир Загороднюк, лауреат Всероссийского и Московского конкурсов артистов эстрады,— один из них. B свое время писали, что среди ярких дарований ом самое счастливое открытие Всесоюзного конкурса и по праву завоевал первую премию в жанре - хореографии. Искусство его самобытно, с его удивительной работоспособностью и виртуозной техникой эстрадного танца соседствует и тонкое чувство юмора, богатая фантазия, способность к острой наблюдательности. Владимир Загороднюк всегда в поиске собственной индивидуальности, своего репертуара.
И все-таки чем так взволнован и захвачен он на конкурсе академического танца, с утра и до позднего вечера простаивая где-нибудь в ложах во время просмотров, бывая в репетиционных залах и за кулисами театра! C этим я и обратилась к Владимиру Ивановичу.
— Очевидно, творческое соревнование вообще близко мне своей особой атмосферой. Как правило, я не пропускаю подобные смотры, как бы трудно ни было со временем. Раньше это было частью потребности в эстетическом переживании в сфере родственного мне искусства, теперь стало также своеобразной учебой и источником собственного стимула в работе.
— Поясните, пожалуйста, что вы имеете в виду, говоря об учебе!
— Во-первых, я прошел долгий путь в двадцать лет — от хореографического училища в Кишиневе, ансамблей «Жок» и «Лезгинка», Ансамбля песни и пляски Одесского военного округа — до Ленинградского мюзик-холла, прежде чем выступать перед публикой c сольным концертом в двух отделениях. Сейчас принято называть подобные программы, например, выступления Махмуда Эсамбаева, «театр одного актера». Это очень ответственно, заставляет совершенствовать свои творческие возможности. Во-вторых, конкурс предоставляет редчайший случай обозреть всю панораму балетного искусства. Здесь намечаются новые стили, будущие направления хореографии, здесь видно, что и как танцуют сегодня во всем мире, здесь вспыхивают звезды самого высокого класса. Безусловно также, что поэзия образов классического балета, его чистота, изящество и гармония служат как бы той золотой серединой, от которой мы все так или иначе «танцуем»...
Здесь все поучительно, даже, казалось бы, такие «мелочи», как выход на сцену, перемещения по ней вне танца, поклоны и уход — все осмыслено и отработано, подчинено закону логики и красоты. В условиях концертного выступления, которые невольно складываются на конкурсе, малейшие погрешности становятся особенно заметными.
— Ну, это, скорее, чувствуется в отрывках из классических произведений.
— Мне кажется, что, показанные отдельно от всего спектакля, они подчас в чем-то проигрывают, утрачивают, наверное, богатство эмоционального настроения целого спектакля. Это относится в первую очередь к сравнительно недавним сочинениям. Думаю, выигрывают здесь те номера, которые имеют четкое логическое начало и конец, последовательное динамическое развитие темы, яркую эстрадную форму. Хореографической миниатюре особенно необходимо, чтобы пластическое ее выражение соответствовало той теме, которая вынесена в название. Для этого я использую элементы и драматического искусства, и пантомимы, акробатики, и жонглирования — такова уж специфика жанра.
— Какие выступления вам особенно запомнились!
— Например, полный праздничной стихии и виртуозного блеска дуэт Китри - Базиля из «Дон Кихота» в исполнении - необыкновенно одаренного аргентинца Хулио Бокка и его партнерши Ракeль Росетти, французское изящество пластики Мюриэль Маффр в вариации из «Лебеди-ого озера», ловкость, темперамент и обаятельная раскованность Вадима Писарева в «Щелкунчике» и «Дон Кихоте». A вот темы современной хореографии на конкурсе не были особенно разнообразны и изобретательны.
— A что именно c этой точки зрения вам показалась наиболее убедительным?
— Танго «Бузнос-Айрес» на музыку А. Пьяцоллы в хореографиии аргентинца Г. Мальяхоли в превосходном актерском исполнении Хулио Бакка и Ракeль Россетти. На музыку того же композитора в хореогpафии Люка де Лайерса в программе выступления француза Пабло Савойи и американки Марии Тересы дель Реал тоже было танго — «Три маленьких танго». Очень крaсивый, изящный современный номер двух юных танцовщиков в одинаковых брючных костюмах, но здесь это была, скорее, стилизация под танго, танец фешенебельных салонов столицы. «Буэнос-Айрес» — эта другая среда и другие герои. Простой парень в белой рубахе, в жилете и полосатых брюках и девушка в обычном черном платье — традиционный наряд уличных танцовщиков Испании и Латинской Америки — встречаются вроде без видимого энтузиазма. Но достаточно им взглянуть друг другу пристально в глаза — непременное условие истинного человеческого общения,— чтобы эта жанровая сценкa поднялась до высот любовного дуэтa.
И мне кажется, именно танго становится вновь самым популярным танцем, по крайней мере, на театрaльных подмостках. Он способен возвратить молодёжи затерявшиеся в ритмах «диско» сердечное тепло, подлинное веселье, жизнерадостность и легкий юмоp — непременные условия лексики танго.
— Да, действительно, танго — не просто танец, танго — сама жизнь. под его звуки рождаются, любят, умирают,— сказал аргентинский хореограф O. Арайс в связи c постановкой балета «Танго», который был показан москвичам в прошлом году.
Конкурс c его мощным пластом лирики классического и современного танца дал свежий, живительный импульс к творчеству, что я хочу попробовать сменить «одиночество» выступлений на дуэтный разговор. Не знаю только, найду ли свою Карменситу.
— Вы уже что-нибудь предприняли для осуществления своего замысла?
— Конечно! Продолжаю работать c Вакилем Усмановым над новым номером, он так или иначе будет напоминать прошедший конкурс. Уроки его поучительны и плодотворны.
— Вы с ним сотрудничали и раньше?
— И c В. Усмановым, с с Б. Эйфманом, и c Э. Виноградовой, и c Д. Брянцевым, и c Д. Плоткиным, и c другими известными хореографами. Не откажусь и от сотрудничества c молодыми авторами, если наши интересы совпадут.
Т. ЯКОВЛЕВА
Журнал Советская эстрада и цирк. Январь 1986 г.
оставить комментарий