Вокруг Ленинградского манежа
Так называлась статья писателя Александра Бартэна, опубликованная в № 5 (104) нашего журнала. Она была обсуждена коллективом Ленинградского цирка с участием руководящих работников Союзгосцирка и мастеров циркового искусства.
Критические замечания автора по поводу заметного спада творческой деятельности Ленинградского цирка не вызвали сколько-нибудь серьезных и обоснованных возражений. Как отметил в своем выступлении народный артист РСФСР Ю. Дуров, статья написана объективно, с добрым отношением к Ленинградскому цирку, с любовью к цирковому искусству.
Сыр-бор разгорелся, в сущности, вокруг одного абзаца, который касается непосредственно режиссера А. Сонина. Александр Вартэн писал: «Художественное руководство (имеется в виду художественное руководство Ленинградского цирка. — Ред.) осуществляет молодой режиссер А. Сонин — человек в цирке недавний, новый, опытом работы с артистами не обладающий. И, вероятно, этим объясняется не только робость, но и попросту незаметность постановочных его шагов».
Возражая автору статьи, товарищи А. Минчковский, О. Романов, Д. Золотаревский, Д. Фурунджи и другие ссылались на трудные условия, в которых оказался А. Сонин. Условия действительно трудные. Молодой режиссер, пришедший в Ленинградский цирк со студенческой скамьи, предоставлен, по существу, сам себе, рядом с ним не было и нет многоопытного мастера, который помог бы ему на первых порах практически постичь специфику циркового искусства. И несомненно правы были участники обсуждения, когда говорили о необходимости оказать молодому специалисту всемерную помощь. Высказывалось, в частности, мнение о том, что следует регулярно приглашать в Ленинград на очередные постановки ведущих цирковых режиссеров, у которых мог бы многому научиться вчерашний выпускник вуза. Может быть, есть смысл подумать и о творческой стажировке А. Сонина в Московском цирке. Все это, повторяем, так. Но думается все же, что и самому А. Сонину следовало бы более активно и творчески заинтересованно относиться к своей ответственной работе. До сих пор такой активности явно не хватало. «Мы не слышим звонкого голоса нашего молодого режиссера, не слышим его конкретных предложений — хочу сделать то, хочу сделать это», — заявил секретарь парторганизации цирка А. Левин. Выходит, не так уж был неправ автор статьи, когда говорил о робости и незаметности постановочных шагов молодого режиссера!
Как отметил в своем выступлении управляющий Союзгосцирком Ф. Бардиан, обсуждение статьи «Вокруг ленинградского манежа» помогло затронуть многие важные вопросы, связанные с творческой жизнью Ленинградского цирка. Его коллектив должен приложить много усилий и труда, чтобы достойно встретить 50-летие Советской власти.
Журнал Советский цирк. Сентябрь 1966 г.
оставить комментарий