Вокруг манежа - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Вокруг манежа

«И в цирке можно и нужно играть по системе» — эти слова Е. Б. Вахтангова приобретают глубокий смысл при работе над пантомимой или тематическим представлением, имеющим сценарий.

Проблема взаимоотношений сценариста и режиссера-постановщика в цирке заслуживает пристального внимания. Согласившись, что автор выражает свое отношение к жизни через пьесу (сценарий), а режиссер — через спектакль (пантомима, тематическое представление), мы обязаны открыть правила и закономерности сценариста, а не сочинять, как это зачастую происходит в цирке, свои, не «обогащать» автора. Конечно, следует вся­чески приветствовать сотворчество режиссера и литератора-сценариста. Но это возможно лишь тогда, когда режиссер сам видит не только явления, но и причины явлений, и сам несет в себе дар сценариста. 

Спросил я как-то одного из цирковых режиссеров: «Скажите, пожалуйста, работая с артистами цирка, вы приобщаете их к искусству переживания или учите искусству представления?» Без раздумья последовал категорический ответ: «Ни то, ни дру­гое!» Я хотел попросить: «Тогда откройте миру третье», но про­молчал, подавленный авторитетом маститого деятеля и знатока циркового   искусства.

Большой футбол. На поле — «главный герой» состязания. За ним неотрывно следят сотни тысяч глаз. Он виден всем, и без него нет зрелища. Это — футбольный мяч. Режиссеру циркового представления на стадионе, мыслящему «масштабно», есть о чем подумать, решая вопрос о солисте в массовом действе.

Иногда приходится слышать: «Ну что вы хотите от цирка? Это — зрелище, развлечение. Мы идем в цирк отдохнуть, посмеяться» . Следует ли оспаривать такое мнение? Ведь мы и в самом деле любим развлекаться и одобряем тех, кто доставляет нам удовольствие. Но все дело в том, чем развлекать и как. Вряд ли можно забывать, что в искусстве функция развлечения законо­мерна в непременной связи с функцией духовного обогащения.

Строим великолепные цирки-дворцы. Говорим и пишем о ре­петиционных манежах, о полиэкранах. — А как будет открываться барьер? — спросил я проектиров­щика нового цирка в одном из городов на Волге. — Так же, как до сих пор — веревкой?
Посмотрев на меня сверху вниз, он чирикнул в ответ: — Традиции цирка надо знать, а уж потом ехидничать. И поскакал на строительство городской прачечной. Может быть, я и впрямь не знаю традиций цирка?

Задумал артист подготовить сложный трюк: копфштейн на моноцикле. Подал заявление — так, мол, и так, нужен моноцикл. А в ответ надпись по диагонали в верхнем углу: «Пора уже на­учиться писать грамотно — не моноцикл, а мотоцикл». Той же рукой на заявке об изготовлении для номера «Воздушный полет» трех карабинов бдительно начертано: «Что они там, стрелять вздумали?!» Смеетесь? А ведь это — не выдумка. Сам читал.

Из записной книжки режиссера

К. БОБОК

Журнал Советский цирк. Февраль 1967 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования