Волжанские первенствуют не случайно
Чтобы поспевать за своими современниками, цирк дол&жен создать нечто равное напряженности нашего времени. Какой номер, какой жанр, какая новинка может удивить современную публику? Волжанские первенствуют не случайно.
Заслуженный артист РСФСР В. ВОЛЖАНСКИЙ исполняет прыжок с трамплина
Номер их созвучен веку больше, нежели па-де-де, эквилибр на катушке или даже виртуозное жонглирование. Номер высокого современного накала мог, на мой взгляд, быть исполнен только на проволоке-канате, металлической косе, как будто сплетенной из нервных волокон. Это как символ эпохи, где часто между смертью и жизнью, войной и миром, тупым разрушением и созидательной мыслью — путь опасный и единственный — хрупкий мостик, повисший над бездной. Для человечества есть лишь выбор: или — или, война и бесплодие земли или торжество разума и мир. И передовой человек этого тревожного века восходит все выше и выше, не отступая...
Вот такие ассоциации вызывают лично у меня канатоходцы Волжанские. Когда они выходят на арену, стушевывается мишура театральных костюмов, косметический румянец лиц. Остается взволнованный рассказ о страстях и победах людей. Номер несет философское начало. Весь стремление ввысь, он представляется символом цирка последнего десятилетия. Волжанские во всем безупречны. Все в гармонической пропорции. Красота, кажется, зафиксирована в своей конечной точке. Трюки рекордны, но исполнены так естественно, как естественны обычные движения человека. Нет чрезмерности усилия, которая как бы давит самого исполнителя и утомляет зрителя. А для искусства, разумеется, губительно, если зритель не может всем своим существом сопереживать каждое движение артиста.
Волжанские не терзают аудиторию страхом, но и не выдают гарантии от случайного срыва. Артисты уловили как раз ту нужную точку в амплитуде зрительских эмоций между благожелательным равнодушием и тем протестующим взрывом, когда зритель готов вскочить и закричать: «Остановите их! Остановите!» За этих канатоходцев переживаешь, как за самых близких людей, и поэтому даже в моменты опасности зрители не допускают и мысли о катастрофе. Странная иллюзия — канат Волжанских мне кажется живым. И похоже, с добрым характером... Как часто бездушные конструкции аппаратов откровенно мешают артисту, чуть ли не издеваются над них. Сработанные для удобства и безопасности, они устанавливают жестокую диктатуру. Они всасывают, вбирают в себя артиста, оплетают щупальцами тросов и неумолимо сохраняют те рамки, дальше которых человек не смеет ступить. У Волжанских же простой на вид аппаратурой только подчеркивается сложность трюков.
Уже после спектакля, спокойно анализируя их номер, легко объяснить, как остроумно решение (выдумка В. А. Волжанского) — обыкновенный канат служит то прямым, то наклонным, то чуть не вертикальным, то свободной проволокой. Но это все потом. А пока идет выступление, канат, как настоящий «нижний», испытывает всю ту нагрузку, что и канатоходцы. Он, как «нижний», принимает на себя доверенную ему тяжесть тела артиста, бережно пружинит каждый его шаг, но, вдруг устав в самом финале, изнеможенно слабеет до свободной проволоки. И тогда артист, раскачиваясь под самым куполом, будто пытается зарядить его своей энергией, вызвать к жизни провисшие мышцы троса.
Длина каната невелика. И надо всякий раз спуститься по нему, чтобы совершить очередной подъем. Но постоянное движение артистов туда и обратно незаметно — создается впечатление единого беспрерывного восхождения. Больше того, мне кажется, что канат Волжанских вообще лишен прозаически вымеренной длины. Он внушает удивительное ощущение свободного пространства. Он мал до разочарования, когда артист озорным движением скатывается с крутизны. И он бесконечен, когда Владимир Волжанский, взяв двух партнерш, поднимается под углом в сорок пять градусов. Он несет их так бережно, как только и можно нести самую большую драгоценность — человеческую жизнь. В такие минуты исчезает понятие времени: прошло полчаса или тридцать секунд — никто не знает.
Волжанские перед выходом на манеж. По наклонному канату
...В китайском цирке есть такое зрелище: артист взбирается на пирамиду из стульев, сам себе строит новые этажи, взбирается выше и снова тащит стулья. Он нагромождает айсберги бессмысленного труда. Нельзя симпатизировать тому, кто сам себе сооружает горы на пути, просто так, чтоб было труднее. Это противно разуму. Такой номер будет лишь образцом «трудности во имя трудности», образцом трюка ради трюка. К сожалению, еще грешат этой трудностью ради трудности и некоторые наши номера разных жанров. Часто у нас словом «специфика» ловко вуалируются нелепые и ненужные упражнения. И зрители, поаплодировав за подобные сизифовы штучки, мстят тактично... забвением. И как запоминаются номера, где все логично, осмысленно! Да, цирк — преодоление трудностей, но когда логично их возникновение. Цирк сам по себе не алогизм. Он логичен, как и все другие искусства, просто здесь логика должна быть выражена языком трюка.
Волжанские интуитивно нашли прекрасное решение и этой проблемы. Сам канат как бы предлагает: «давайте выше!» — и поднимается. И даже будто иронизирует: «А теперь рискнете?» Но человек не пасует. И это просто, неожиданно и хорошо. Только что Владимир Волжанский поднялся, неся на голове Марину. «Наверное, это финальный трюк», — думают зрители. Но канат снова увеличивает угол и поднимается еще выше. «Неужели артист решится подняться по такому сумасшедшему склону? Но если да, то наверняка один, налегке...»
Владимир Волжанский, принимая вызов, не только повторяет предыдущее восхождение, но и усложняет его — несет уже не одну, а двух партнерш! Не правда ли, символичная схватка человека с техникой? Когда канат неподвижен, сдался, человек готов подняться еще выше.
Но и это еще не заключительный аккорд в выступлении артистов. Верхний из двух мостиков, поднятый под углом в сорок пять градусов, выглядит вершиной, исполнением всех желаний. Кажется, дальше уже ничего не придумать. И вдруг возникает в поднебесье еще один хрупкий мосточек, соединяясь тросом со вторым мостиком, и снова для канатоходцев все впереди: «Покой нам только снится». И своим беспокойством творческих поисков Волжанские передали извечное человеческое стремление вырваться за сферу, очерченную догмами, привычками. И этот неожиданный канат, совсем тонкий, упирающийся в купол, и артист, идущий по нему, как по небу, — бегство от житейской очевидности, шаги в невозможное. Третий мосточек, прилепившийся под крышей, как птичье гнездо, вовсе не конечная точка. Это многозначительное многоточие номера. Просто вступает в силу условность циркового спектакля, требуя, чтобы канатоходцы спустились на арену.
Волжанские — канатоходцы, но в их номере можно разглядеть элементы эквилибра. акробатики, пластического этюда, прыжков, катания на роликах. Но все эти кусочки так плотно пригнаны, так взаимосвязаны друг с другом, что разделить, вычленить что-то невозможно. Сплав жанров дал новый состав. Более того, Волжанские соединяют не только жанры цирка, но и элементы других искусств. Это тоже примета современности — театр, кино, музыка, живопись сегодня тесно переплетены. Артисты взяли трюки у цирка, но актерски они воспитаны балетом и пантомимой. Акробатический цирк не создал своей актерской школы, он, скорее, заготовил арсенал штампов. Волжанские отказались от опробованного оружия, обратились к балету, пантомиме, скульптуре.
Я не замечала, каково их «актерское мастерство», передо мной были живые люди, их эмоциональное откровение в напряженный момент. Это очень человеческий номер.
Для Волжанских трюки — не цель, а действие, повод для размышлений. Как много у нас есть трюков сильных, но которые так и не поднялись до мысли, оставшись выучкой тела. Уловить, объяснить этот процесс превращения движения в мысль очень сложно. Это и есть то «чуть-чуть», схваченное Волжанскими, которое мастерство превращает в искусство... Когда эта статья готовилась к печати, над автором уже иронизировали: вы, дескать, приписали Волжанским то, чего и в помине нет в их номере. Какие тут проблемы, догмы, одушевленные канаты? Все гораздо проще: отличные трюки и отлично поданы, и не более.
Разумеется, у каждого свое видение. Я передаю свое впечатление и свое восприятие номера. Но как часто раздается этот упрек — критик увидел то, о чем и не думал автор! Кстати, они раздавались даже в адрес великого Сервантеса, когда появились тысячи толкований Дон-Кихота: он, мол, просто описал рыцаря-чудака и не надо мудрить, отыскивая философскую сложность. Увы! — это не искусство, когда зрители видят не более того, что конкретно происходит на сцене. Чем больше возникает самых разных ассоциаций, сравнений, собственных представлений, пусть даже противоречащих замыслу автора, тем значительнее и глубже произведение. Мне кажется, есть таланты, которые создают произведения, совершенно ясно понимая, что происходит в,мире и что они хотят сказать. Но есть таланты, которые творят интуитивно и точно попадают в цель. Возможно, заслуженный артист РСФСР В. Волжанский из их числа.
Хороших номеров с хорошими трюками много. Но люди самых разных интеллектов, вкусов, возрастов признали именно номер Волжанских прекрасным. А люди всегда признают и выделяют того, кто лучше, ярче других сумеет выразить их сегодняшнее настроение и помыслы. Номер Волжанских, как ни один другой в цирке, дает простор для размышлений. Может быть, замысел номера у Волжанского был иным, чем мое толкование, но ясно одно - напряженность времени он передал точно.
Н. РУМЯНЦЕВА
Журнал Советская эстрада и цирк. Август 1968 г.
оставить комментарий