Воспитать в себе художник. В. Дуров
Слово к молодым артистам. Когда артист, проживший долгую жизнь в искусстве, — а вот начинается уже пятый десяток лет, как я впервые вступил на освещенный круг манежа, — оглядывается на пройденный путь, он неизбежно размышляет о будущем любимого дела.
В. ДУРОВ, народный артист СССР
И ему хочется разглядеть черты этого будущего, принять в нем посильное участие. Так хочется, конечно, и мне. Хотя бы крупицей своего опыта и знаний. Хотя бы теми советами и пожеланиями молодым, которые, может быть, многим покажутся уже известными, уже высказанными кем-то и когда-то. Но если мысли и наблюдения, заложенные в них, явились результатом собственного творческого и жизненного опыта — они твои личные, тобою вновь открытые. А если к тому же твой собственный труд был в русле тех успехов, которых добился цирк сегодняшний, все это, мне кажется, позволяет надеяться, что в них, в этих пожеланиях и советах, есть смысл и польза не только для одного тебя, но и для других.
В разговорах об искусстве нередко можно услышать, что-де успех, слава капризны, услышать сетования на превратности артистических судеб, на то, что вот не заметили, не оценили кого-то. Но ведь помимо успеха, славы, внимания поклонников и поклонниц есть главное — беззаветное служение искусству, бескомпромиссный труд, который в конечном итоге определяет все: и успех и истинную цену сделанному. И мы, артисты цирка, с особой гордостью можем сказать, что в основе каждого нашего номера лежит труд «чистейшей воды». Не случайно цирк в этом смысле вызывает даже профессиональную зависть у мастеров других видов искусств.
Со своей стороны я могу подтвердить: нечаянные радости открытия приходят только в труде. Счастливые озарения наступают, когда перепробованы тысячи решений, а ум обогащен опытом. Однако следует заметить, что творческий опыт — это не просто большой стаж пребывания в цирке, но работа, постоянная работа над совершенствованием сделанного. И потому молодым артистам, особенно из числа тех, к кому пришел уже успех, — а таких у нас очень много, цирк действительно искусство молодых, — хочется сказать: не останавливайтесь на достигнутом. Стоять на месте — смерти подобно даже в том случае, когда номер превосходен, а успех как будто бы прочен. Происходят удивительные вещи: номер, как неподвижный камень, выветривается, становится пустым, И зритель это улавливает с чуткостью барометра. Казалось бы, те же сложные и интересные трюки, так же четко они выполнены — короче, все то же, а успех ушел. Потому что ушла из номера живая жизнь, ушел поиск. И наоборот, если в номере, даже исполняемом годами, — такова уж специфика цирка — происходит постоянное движение, совершенствование, прибавляется что-то новое, пусть подчас и малозаметное для непосвященного зрительского глаза, — номер всегда выглядит свежим, наполненным, значительным. Ведь меняется в этом случа не только номер, а происходит движение и в вас самих, что, подобно электрическому заряду, передается зрителю.
Такова природа искусства, и нарушение его законов неизбежно ведет к творческим неудачам. Не уподобляйтесь этаким рантье, стригущим купоны с первого же успеха. Любите искусство, и будьте в нем мастерами, а не ремесленниками. Но, чтобы стать мастером, мало овладеть сложными и даже рекордыми трюками, мало быть виртуозным умельцем, Надо, на мой взгляд, прежде всего воспитать в себе качества, черты советского художника.
Художник — это тот, кто думает не только о собственном номере, но озабочен общей судьбой любимого дела, умеет понять его место среди других дел рук человеческих, точно уловить тенденции развития и управлять ими. Настоящий художник — пламенный советский патриот — самым тесным образом связан с жизнью, через его сердце проходят дела и думы родного народа, его боли и радости, потому что истинный художник не может не быть гражданином. По собственному опыту знаю, как возвышается артист, когда выпадают счастливые минуты прямой связи — от сердца к сердцу — между ним и зрителями.
Прошло уже много лет с той поры, когда вскоре после войны я приехал выступать в полуразрушенный Минск и начал свой номер с монолога, в котором говорил о тяжелых, героических годах войны и выражал твердую уверенность в том, что минчане восстановят свой город-красавец и вновь обретут счастье под его крышами. Да, прошло много лет, а мне все не забыть тех зрителей, их скудную тогдашнюю одежду, их прекрасные, расцветшие в тот момент лица, их благодарные аплодисменты.
Не отделяйтесь даже в мыслях от общей судьбы родного народа, не считайте себя особыми избранниками, и вы почувствуете, как ваше искусство будет все отчетливее обретать черты зрелости, становиться все более и более нужным людям. Бывая за рубежом, я с особым удовлетворением ощущал себя членом нашего маленького сплоченного коллектива, где каждого волновала работа товарища, где каждый в любую минуту готов был прийти на помощь другому и где каждый чувствовал высокую ответственность, понимая, что для зрителей мы не просто артисты, но представители великой страны, о которой хотят знать как можно больше и о которой судят и по нас. Не случайно зарубежные зрители присылали письма, полные благодарности нам и уважения к нашей стране, многие ждали нас после спектаклей у служебного входа, старались познакомиться лично, приглашали к себе в гости.
А вернувшись домой, я всегда стремился обязательно встретиться со своими родными зрителями, но не только на манеже, а сойтись с ними в непринужденной беседе, без камзола и кружев, без пудры и грима, и поделиться с ними впечатлениями об увиденном за рубежом, не забывая всякий раз с гордостью рассказать о своих товарищах по искусству.
И вот о чем я размышлял. Тот особый накал ответственности, товарищеской взаимовыручки, творческого подъема, который постоянно сопутствует нашим зарубежным гастролям, хорошо бы перенести и на манежи страны. Конечно, за рубежом обостренней ощущаешь себя гражданином нашей великой страны, артистом лучшего в мире цирка. Справедливо и то, что всеми названными выше качествами обладают многие наши артисты, номера и целые программы, когда работа проходит дома. Но я подчеркиваю, что говорю об особой, высокой ноте всех этих качеств. Ведь цирк наш — это подъем души, торжество человека. И сделать это торжество сверкающим праздником — по духу и по плечу нашей творческой цирковой молодежи.
А для этого помимо высокого профессионализма нужна, на мой взгляд, еще большая сплоченность, еще более тесная дружба. Всякое позидав на своем жизненном пути, я от всего сердца говорю: дружите! Дружба уже сама по себе прекрасна. А в нашем цирковом искусстве она не имеет цены. Не случайно советский цирк резко отличается от любого другого по неповторимой атмосфере дружбы и сплоченности, по монолитности и завершенности представлений, где каждый номер, даже выдающийся, — частица единого целого.
Меня чрезвычайно радует, когда я слышу, что еще один артист цирка окончил, скажем, театроведческий факультет ГИТИСа. И дело здесь не только в том, что представитель культуры сам должен быть культурным, образованным человеком. Но и в том, что это принесет прямую пользу его собственному творчеству, а значит, и цирку в целом. И если бы меня спросили: «Нужен ли диплом театрального института акробату?» — я ответил бы: «Нужен». И уверяю вас, нужен не для того, чтобы положить его в актерский кофр и возить из города а город вместе с реквизитом. Взгляните хотя бы на наши лучшие номера парной партерной акробатики. Какие они разные по мысли, по стилю, по замыслу! Потому что в каждый из них вложено столько мысли, вкуса и знаний, что всего этого, право же, в старом цирке хватило бы на целую программу.
Передовая творческая молодежь наша вместе с артистами старшего и среднего поколения неустанно ищет и находит новые пути в искусстве, раздвигает границы привычных жанров, а знания жизни и законов других видов искусств оказывают им в этом неоценимую помощь. Да, молодежь у нас, воспитанная партией и комсомолом, действительно прекрасная, творческая, ищущая. И если я решился высказать здесь некоторые советы и пожелания, то единственно лишь с целью подтвердить всем своим опытом, всей прожитой в искусстве жизнью правильность избранного ею пути.
Заключая эту короткую статью, хочу сказать следующее. Замечательная особенность нашего искусства состоит в том, что оно всегда больше, всегда выше и значительнее того, что мы делаем каждый з отдельности, как бы хорошо у нас ни случалось. Оно, искусство, необъятно, оно как горизонт, который всегда перед тобой впереди, как бы долго и далеко ты ни шел, а потому, мои молодые друзья, не зазнавайтесь, не считайте, что вы уже сделали достаточно, если у кого-то меньше достижений, чем у вас. Достаточно никогда не будет. Уж поверьте! И в этом наше трудное счастье — счастье художника, чье искусство принадлежит народу и служит его интересам. Зато творческая неудовлетворенность, взыскательная требовательность к себе, беспрестанный поиск и неутомимое стремление вперед обязательно приведут вас к новым успехам.
Журнал Советская эстрада и цирк. Октябрь 1968 г.
оставить комментарий