Высокопоставленная
Давным-давно слово это присвоил эстраде молодой танкист на Западном фронте: высокопоставленная. И оно тут же попало в мою записную книжку журналиста.
Весной 1943 года к танкистам приехали артисты. Совсем небольшая бригада — всего три человека: певица, баянист и драматический актер, который читал стихи и превосходно играл на гитаре. Выступающие, как водилось в то время, взгромоздились на грузовик, драматический актер представил своих товарищей, представился сам и даже рассказал, что такое эстрада. Рассказывал он шутливо; подразумевалось, что слушатели сами отлично знают, что это такое, но все же можно и пояснить: дескать, испанское «эстрадо» означает помост, а вообще же это площадка, находящаяся на возвышении...
И вот тогда-то молодой танкист и произнес: «высокопоставленная». Всех это рассмешило, а драматический актер сказал:
— Ну уж если вы так определили слово «эстрада», то нам придется в поте лица доказывать, что это определение правильное.
И действительно они трое поработали на славу и доставили танкистам большую радость...
Мне вспоминается реплика молодого солдата, когда я сижу перед телевизором и слушаю и смотрю эстрадный концерт. Кремлевский Дворец съездов, Колонный зал Дома Союзов — уж, кажется, нет выше места для эстрады. И нет многочисленнее аудитории — несколько миллионов телезрителей. Залы переполнены, но очень многие любят слушать концерты у себя дома. Даже из пятого ряда партера не разглядишь во всех подробностях удивительную смену выражений райкинского лица или печаль в глазах Людмилы Зыкиной.
Я это пишу вовсе не для того, чтобы люди слушали концерты только у себя дома. И даже если бы я посоветовала так делать, никто моего совета не послушался бы, и залы все равно были бы полны. Я говорю о миллионах телезрителей затем, чтобы сказать еще раз о вездесущности эстрады. Или, точнее, — об ее проникновении в жизнь, в привычки, в слова и дела.
Все — от мала до велика — поют песни, услышанные от эстрадных певцов и певиц. Именно от эстрадных, потому что подражать оперным не под силу: колоратура или бас профундо — это недостижимо, а что-нибудь изобразить в эстрадной манере каждому представляется вполне возможным. И поют: в туристских походах, в веселой компании и просто так, для себя. А удачные остроты? Они целиком перекочевывают в быт. А очень смешные и всегда такие глубокие и целеустремленные слова, произносимые Аркадием Райкиным, именно благодаря мастерству артиста становятся крылатыми, летучими, как стрелы, и прочно оседают в нашей памяти.
И если сказать кому-нибудь: вы в точности вот такой-то райкинский персонаж, то это будет как пощечина.
Значит, если эстрада так популярна (тут мне хочется латинское слово перевести на русский — народна, полезна народу и любима им), то совершенно необходимо, чтобы она была всегда и везде превосходной! Чтобы несла в жизнь настоящее мастерство, непременно только хороший вкус, высокие чувства — благородство, доброту, непримиримость ко всему косному, отжившему. И чтоб она при всей своей популярности в самом широком смысле — понятности для всех народов — была национальна, имела черты именно своего народа, гордые и красивые.
Приятно, когда актеров хвалят. Но особенно приятно услышать похвалу советским артистам за границей. Недавно мы, группа москвичей-литераторов, побывали во Франции. Все было интересно. Но интересно по-разному: по-хорошему и не по-хорошему. Еще предстоит разбираться и разбираться: что-то уже уходит в статьи, в рассказы во время встреч с читателями, а чему-то еще нужно отлежаться в записных книжках. Но вот одно впечатление, которое особенно запомнилось мне и без записи.
В Париже, в вестибюле гостиницы, мы читали афиши, хотя и не собирались ходить по театрам: у туристов денег мало, а билеты очень дорогие. И тут наш гид, пожилая дама (з прошлом эмигрантка, или, вернее, беженка из России «от большевиков»), начала рассказывать нам о советских артистах, выступающих в Париже. Она говорила о Большом театре, о театре имени Вахтангова. Мы спросили ее об эстраде. Тогда она воскликнула: «Зыкина!» — и даже прослезилась. Нам, дотошным, интересно было — почему она так горячо приняла к сердцу Людмилу Зыкину. Она объяснила:
— Не только я — все французы, которые ее слушали. Наверно, дело в том, что она настоящая русская. А люди всегда очень ценят все настоящее!
Как это хорошо, когда артист настолько талантлив, что становится образцом! Когда он может искусство своей страны, своего народа — все равно, русский ли он, грузин, узбек или эстонец — показать с достоинством, умело и благородно в любой стране мира и влюбить в себя благодарных за доставленную радость людей.
Но, разумеется, от эстрады хочется разнообразия. В смысле — хорошего и разного. Пусть будут не только народные песни и танцы и знаменитые на всей земле образцовские куклы, но и модерн в песне и танце, принятый зрителями всего мира. И если в какой-то мере и перенятый, то чтобы был лучше эталона. Ставшее сейчас модным различное приплясывание, прищелкивание пальцами и побалтывание руками во время пения (или того, что условно называется пением), — все это, если уж и подражать «моде», можно делать только очень молодо и искренне весело, а иначе получится карикатурно или даже прискорбно. Не все, видимо, часто даже опытные артисты понимают что можно, а чего нельзя. В этом мы убеждались, когда смотрели поздно вечером по интервидению конкурсы песни. Вслед за прекрасными исполнителями, за талантливыми импровизаторами (чувствовалось, что многое — их собственное открытие) появлялись бледные копии. Если бы их представили как пародистов, они, возможно, имели бы успех. Но они подражали всерьез и очень старательно, получая лишь жидкие аплодисменты. Из вежливости. Или из жалости: ведь неудачников иногда и жалеют.
Нашим эстрадным артистам, чью работу еще до выхода в свет обсуждают, разбирают, улучшают (лишь бы не ухудшали!) и принимают профессионалы, плохими быть не положено. А бывают... Нет, сам-то, может быть, актер и неплох, и вышел бы из него сносный конферансье или нашел бы он себя в другом жанре, но вовремя кто-то не заметил, что склонен он к развязности, что становится не по разуму самоуверенным (впрочем, если есть разум, то самоуверенности уже нет места), что не умеет себя держать. Ведь эстрада — это всегда как экзамен, а не как у тети на именинах.
И проворонили человека. И уже как-то совестно сказать, хотя бы и в самой деликатной форме, что, мол, голубчик, а ведь у вас плохо получается. Никто не рискнет так выразить свое, да и не только свое, мнение. Не рискнет потому, что может начаться пребольшая неприятность: раскритикованный воспримет критику как несправедливое гонение, как незаслуженное оскорбление (а что, разве не бывало такого в эстрадной практике?) и будет всеми силами доказывать, что он хороший. Будет собирать характеристики, отзывы устроителей концертов и зрителей, станет подсчитывать, сколько раз он выходил на «бис» и сколько ему аплодировали... И все это вместо того, чтобы понять, что ему же хотели добра. И что если его критиковали, то вовсе не затем, чтобы обидеть — никаких злодеев вокруг него нет, — а лишь затем, чтобы не делать советскую эстраду пристанищем или рассадником пошлости.
Но некоторые люди этого не понимают, не хотят понять. И те, которых недоучили или проворонили, и те, которым следовало бы учить недоучек, но было недосуг или не хотелось по каким-то другим соображениям.
А соображения, наверное, должны быть одни: чтобы на нашей эстраде было только превосходное! Искусство наших артистов — это не чья-то временная прихоть, не мода-однодневка, оно не зависит от блажи временных и неверных поклонников. Оно в самом прямом и определенном смысле — достояние народа. И внимательная, постоянная забота партии и государства об искусстве и об артистах, и большой доброжелательный интерес к развитию искусства, который отчетливо прозвучал в выступлениях делегатов XXIII съезда КПСС, — тому убедительное и радостное доказательство.
Словами поэта можно пожелать всем нашим советским актерам, в их числе непременно и эстрадным, — «светить и никаких гвоздей!» Но и никаких поблажек. Зато упорная работа, пристальное внимание каждому, кто может стать примечательным, кто много и упорно трудится, чтобы сделать свое дарование достойным народа-творца.
Молодые очень увлекаются эстрадой и цирком. (Я имею в виду не молодых зрителей, это само собой разумеется, а молодых артистов.) Не давать им стареть! Пусть года идут, как им назначено, но люди пусть не стареют в своем мастерстве. А мастерство не терпит мелочной опеки, придирок, дурного обращения, как позволяют себе порой иные руководители учреждений искусств. Совсем другое дело — хорошая наука, которую дают старшие или более опытные. Но все равно мастерство любит простор. Вот Л. Миров, например, уже не молоденький (он не обидится, потому что сам знает, что не молоденький и что не всегда молодость самое ценное в человеке, как бы прелестна она ни была), а уж как хорош и любим зрителями! Потому что мастер, потому что, я так думаю, не расстается со своей работой ни на минуту. Все, что видит, все, что слышит, собирает про запас, и носит с собой весь этот груз, и делает из всего этого удивительные вещи.
Большим и сильным человеком на эстраде был Смирнов-Сокольский. Бурный и беспощадный, он воевал, когда выступал! И он умел это делать. И сам ковал свое оружие — сатиру, зная, против какого врага он его направит. Он метко бил и не боялся бить. Сегодня еще не пришло время быть только добрым и мягким. А некоторые наши эстрадные сатирики, даже самые талантливые, зачастую лишь фехтуют остроумием, а не разят наповал все то мерзкое и отжившее, что мешает нам строить новую жизнь.
Не должен, мне кажется, уходить с эстрады изящный, веселый и умный скетч — как бы он там ни назывался. Злободневная, очень современная миниатюра — эстрадный фельетон в лицах. Но вместо этого чаще появляются отрывки из пьес. Если отрывки хороши — спасибо! Но не все они бывают хороши и пригодны для эстрады.
Формировать вкус зрителя, особенно молодого, который еще немножко всеяден из-за молодой жадности к впечатлениям, — это, наверное, одно из обязательных условий во время учебы эстрадного артиста, во время составления эстрадных программ. (Составление концертных программ — совсем особый и важный разговор, который надо бы повести человеку многоопытному в этом ответственном деле.) Сейчас, когда телевидение забралось в самые отдаленные края нашей страны, не может быть таких парадоксов, когда где-нибудь далеко от Москвы зрителю дается нечто эстрадно-третьесортное.
Формирование вкуса доступно эстраде потому, что песня, острая шутка, хорошая музыка — все это увлекательно, заразительно, влечет подражание. Однако бывает, что подражают и дурному и безвкусному. Вот поэтому так важен отбор, пристрастное, взыскательное отношение к каждому новому произведению, номеру и, главное, к каждому эстрадному артисту...
Она очень высоко поставлена, наша советская эстрада. Ее видно везде, отовсюду, она интересует всех. И если так часто . и горячо рассуждают и пишут о ней, то это значит, что ее любят, а все недостатки любимой воспринимаются особенно остро и огорчительно. Хочется, чтобы наша любимая и высокопоставленная эстрада всегда была хороша и совершенна!
ВАРВАРА КАРБОВСКАЯ
Журнал Советский цирк. Сентябрь 1966 г.
оставить комментарий