Залог успеха
Артисты цирка, как и все работники искусства, призваны помогать партии во спитывать достойных строителей коммунизма. Разумеется, самим им предъявляются высокие требования.
Мы располагаем многими формами и методами воспитательной работы. Одной из основных является политическое просвещение. О нем и пойдет речь. В настоящее время в сети партийно-политического просвещения занимается более двух тысяч работников Всесоюзного объединения государственных цирков. Они охвачены различными формами учебы. Многие изучают марксистско-ленинскую теорию самостоятельно. Для них создана при парткоме группа консультантов, в которую вошли хорошо подготовленные пропагандисты. Систематически читаются лекции и доклады, проводятся собеседования, теоретические конференции. Партийные организации, как правило, привлекают к проведению занятий в кружках опытных пропагандистов. Опираясь на богатый опыт и знания, они преподносят материал интересно и глубоко.
Среди них в первую очередь надо назвать работника аппарата Союзгосцирка Ю. Замараева. Четвертый год он ведет кружок текущей политики, накопил определенный опыт. Тов. Замараев постоянно расширяет свои знания, много читает политической литературы, регулярно посещает семинар при МГК КПСС. Занятия а его кружке проходит живо, интересно, в форме бесед, в которых участвуют все слушатели. Замараев приносит на занятия наглядные пособия, географические карты. Все это помогает слушателям лучше усвоить материал. Интересно и содержательно проходят занятия в кружке по марксистско-ленинской эстетике, который ведет режиссер Г. Лебедев. Слушатели его кружка дополнительно посещают лекции по эстетике в МГУ.
Воздушная гимнастка Галина Гуламова. Фото Г. Наджарова
Очень важно, чтобы материал преподносился пропагандистами слушатепям не отвлеченно. Занятия должны помогать артистам в повышении идейного и художественного уровни номеров, а борьбе с проникновением в наше искусство чуждых влияний. С большой пользой для слушателей, например,, проводит занятия в аттракционе народного артиста РСФСР Кио секретарь партийной организации этого коллектива Р. Немчинская. Она стремится связать изучаемую тему с теми вопросами, которые волнуют артистов. Пропагандист всегда воспитатель, он должен уметь говорить с людьми, знать их запросы, творческие планы, уметь связывать большие проблемы, которые решает весь народ с конкретными задачами, стоящими перед артистами цирка. Но так обстоит не везде. Пропагандист А. Волдохин отводит своим слушателям пассивную роль. От начала до конца занятий говорит лишь руководитель. Здесь никогда не возникает живой беседы, обмена мнениями. Такие занятия не будят мысли, не носят воспитательный характер. Специфика работы артистов цирка — постоянные переезды — усложняют задачи, стоящие перед пропагандистами, от них требуется инициатива и анергия. Эти качества присущи народному артисту Дагестанской АССР М. Иванову. Прибыв с программой в новый город, он, не дожидаясь напоминаний, собирает артистов и проводит занятия. Так же поступает Пропагандист В. Суркова.
Одобрения заслуживает постановка партийного просвещения в Саратовском, Киевском, Ленинградском цирках. Здесь к занятиям в кружках привлекают не только постоянных сотрудников, но и артистов, приехавших на гастроли. Можно привести еще примеры хорошо поставленной политической учебы, назвать пропагандистов, которые могут служить примером. Но, к сожалению, не везде еще с политическим просвещением обстоит благополучно. Уже кончается учебный год, а в Зооцирке № 3 (директор Р. Фельдцер) так и не приступили к занятиям. В коллективе «Балет на льду» в свое время сформировали 5 кружков. Но посещение в них плохое, часто из-за этого срываются занятия. Проходят они скучно, вяло. Беда в том, что пропагандисты готовятся к ним небрежно и не могут увлечь слушателей. Вина за такое положение ложится на дирекцию ансамбля, партийную и комсомольскую организации. Бывшего директора М. Ложкина, видимо, не тревожило, что артисты пропускают занятия, не повышают свой идейный уровень. Плохо контролировал работу пропагандистов, не помогал им бывший секретарь партбюро В. Лигин. Ни разу на партийном собрании не обсуждался вопрос о политической учебе. Сейчас укреплено руководство «Балета на льду», избрано новое партбюро, секретарем стал С. Славинский. Надо думать, что все недостатки будут исправлены.
Запущена воспитательная работа в киевской группе «Цирк на сцене», оставляет она желать лучшего в коллективе «Бахчисарайская легенда». Здесь пропагандисты явно не выполняют своих задач воспитателей. Хочется еще раз напомнить, что многое зависит от того, как ведут работу пропагандисты. В феврале в Москве с успехом выступал Белорусский цирк. А ведь незадолго до этого положение в коллективе вызывало тревогу. Воспитательная работа здесь велась слабо, артисты допускали недостойные поступки. Неоднократно, например, уличался в пьянстве способный коверный В. Колобов. После того, как партийная организация Союзгосцирка приняла необходимые меры, наладила политическое просвещение, положение резко изменилось. Сейчас в Белорусском коллективе все охвачены партийной учебой. Руководитель А. Шаг-Новожилов проводит беседы на общественно-политические темы. Бесспорно, успехи в творчестве связаны с идейно-политическим ростом артистов.
Учебный год в сети партийного просвещения близится к концу, до итоговых занятий осталось немного времени. Его надо использовать плодотворно, устранить все имеющиеся еще недостатки.
И, ЧИХИРА, секретарь парткома Союзгосцирка
Журнал Советский цирк. Май 1964 г.
оставить комментарий