Животные и птицы артисты кино - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Животные и птицы артисты кино

С участием животных и птиц сни­мается много фильмов, но зритель порой не представляет, с какими трудностями это связано. Режиссеры и операторы оказываются бессильны­ми заставить «играть» четвероногих и крылатых артистов. На помощь ки­нематографистам приходят опытные дрессировщики.

Прежде чем эти грачи и галки начнут позировать перед киноаппаратом, они пройдут  целую школу  дрессировкиГеоргий Сергеевич Алексеев и Георгий Федорович Белихен — ста­рейшие советские дрессировщики. Оки начали работать с животными еще в двадцатые годы. Являясь уче­никами Владимира Леонидовича Ду­рова, они применяют и развивают его методы безболевой дрессировки, в основе которых лежит учение И. П. Павлова об условных рефлек­сах. Ласка и поощрение — основной принцип работы Г. С. Алексеева и Г. Ф. Белихена.

На фото. Прежде чем эти грачи и галки начнут позировать перед киноаппаратом, они пройдут  целую школу  дрессировки

Первым советским фильмом с уча­стием большого количества четверо­ногих артистов был фильм-сказка «Волшебное зерно», снятый еще в довоенное время. Для работы с жи­вотными были приглашены Алексеев и Белихен. Их не смущало то, что опыта съемки четвероногих артистов в кино тогда еще почти не было. Смело экспериментируя и создавая новые методы дрессировки, они с честью справились  с  порученной задачей и с тех пор связали свою судь­бу   с   кинематографом. Работа в кино требует от дресси­ровщиков немалой изобретательнос­ти. В фильме «Свинарка и пастух», на­пример, есть эпизод, где волки напа­дают на стадо, а кавказская овчарка вступает с ними в бой.  Для съемок этого короткого эпизода пришлось проделать довольно большую работу. Волков «играли» специально подо­бранные дрессированные собаки, ко­торых загримировали под волков. В течение некоторого времени их кор­мили в том месте, где впоследствии должны были производить съемку; там же, но в другое время, кормили и кавказскую овчарку. Когда, насту­пил день съемок, Г. Ф. Белихен, вы­пустил к месту кормежки стаю «волков», навстречу им — кавказскую ов­чарку.

Орел Карлуша всегда чем-нибудь не­доволенНачалась схватка. Операторы тем временем успешно сняли этот эпизод. Особую сложность представляет дрессировка мелких птиц. Г. С. Алек­сеев впервые столкнулся с ней в 30-е годы. Он выработал приемы дресси­ровки птиц и успешно применил их при съемках. Его крылатые артисты «работают» не в клетке, а на откры­том воздухе. Например, в фильме «Свинопас» (режиссер А. Мачерет) маленький соловей пролетает значительное расстояние и садится на корону короля, а в фильме А. Птушко «Сампо» снегирь также летает на свободе и преспокойно устраивается на пальце героини Аники. У Георгия Сергеевича есть целая стайка снеги­рей, все они бывалые киноартисты.

На фото. Орел Карлуша всегда чем-нибудь не­доволен

В фильме А. Роу «Марья-искусница» эти птицы снимались с четырнад­цатью белками в лесах Крымского заповедника. В фильме «Королевство кривых зеркал» (режиссер А. Роу), который скоро увидит зритель, стая птичек должна пролететь над змеей. О том, насколько это сложно, гово­рит хотя бы такой факт. Когда моло­дого удава выпускают из клетки, по­пугай, грачи и вороны приходят в ужас и мечутся в клетках. Результа­ты дрессировки оказались самыми поразительными: удав не только не трогает снегиря, который сидит на нем, но даже готов защищать его! Это   дрессировка   высокого   класса. А сколько мучений-доставили дрес­сировщикам кошки. Для фильма «Но­вые похождения Кота в сапогах» Алексееву пришлось осмотреть более пятидесяти  животных,  и   ни   одно  из них не отвечало необходимым тре­бованиям. И только случайно был найден бездомный кот. Так появился Карабас, который снялся уже в шести фильмах. По команде дрессировщика Карабас, вытянув пушистый хвост, мчится по земле и затем молниенос­но взлетает на дерево. Он может также по приказу Алексеева «рас­сердиться», взъерошить шерсть и поднять   хвост. В фильме «Королевство кривых зеркал» хотя и небольшую, но очень сложную роль пришлось сыграть ор­лу Карлуше. Как только Г. Ф. Белихен выпускал его во время репети­ций из клетки, стая голубей рассыпа­лась в разные стороны, воробьи пря­тались в гуще кипарисов, мгновенно прекращалось пение птиц, а сам Кар­лу ша стремился удрать от своего дрессировщика. А что, если орел вздумает улететь во время съемки? Пришлось предусмотреть и такую возможность. У Белихена имелся за­яц, который в случае бегства орла был бы выпущен из клетки в качестве приманки.

Карабас  внимательно слушает своего дрессировщика— Это вовсе не означает, что заяц стал бы жертвой орла, — говорит Ге­оргий Сергеевич. — Мы все время должны быть бдительны и осторож­ны.

На фото. Карабас  внимательно слушает своего дрессировщика

Этот заяц — тоже опытный «ар­тист». Во время съемки в Крымских горах фильма «Марья-искусница» он целую минуту барабанил лапками по пню, установке тем самым своеоб­разный рекорд, о котором не мечта­ли даже зайцы из рисованного филь­ма Уолта Диснея «Бемби». Два года назад этот-заяц снялся в главной ро­ли в фильме «Русачок», где все ге­рои — звери. Еще очень много интересного и ув­лекательного можно было бы рас­сказать о работе дрессировщиков в кино.

Сложна и ответственна работа этих скромных тружеников. Их имена даже не всегда попадают в титры фильма. Г. С. Алексеев и Г. Ф. Белихен по многу часов ежедневно рабо­тают со своими четвероногими и крылатыми друзьями, Очень часто им приходится идти непроторенными путями, осваивать новые методы дрессировки. Всегда они с большой теплотой вспоминают своего учителя Владимира Леонидовича Дурова.


С.   ГУРИН

Журнал Советский цирк. Июнь 1963 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования