Животные и птицы артисты кино
С участием животных и птиц снимается много фильмов, но зритель порой не представляет, с какими трудностями это связано. Режиссеры и операторы оказываются бессильными заставить «играть» четвероногих и крылатых артистов. На помощь кинематографистам приходят опытные дрессировщики.
Георгий Сергеевич Алексеев и Георгий Федорович Белихен — старейшие советские дрессировщики. Оки начали работать с животными еще в двадцатые годы. Являясь учениками Владимира Леонидовича Дурова, они применяют и развивают его методы безболевой дрессировки, в основе которых лежит учение И. П. Павлова об условных рефлексах. Ласка и поощрение — основной принцип работы Г. С. Алексеева и Г. Ф. Белихена.
На фото. Прежде чем эти грачи и галки начнут позировать перед киноаппаратом, они пройдут целую школу дрессировки
Первым советским фильмом с участием большого количества четвероногих артистов был фильм-сказка «Волшебное зерно», снятый еще в довоенное время. Для работы с животными были приглашены Алексеев и Белихен. Их не смущало то, что опыта съемки четвероногих артистов в кино тогда еще почти не было. Смело экспериментируя и создавая новые методы дрессировки, они с честью справились с порученной задачей и с тех пор связали свою судьбу с кинематографом. Работа в кино требует от дрессировщиков немалой изобретательности. В фильме «Свинарка и пастух», например, есть эпизод, где волки нападают на стадо, а кавказская овчарка вступает с ними в бой. Для съемок этого короткого эпизода пришлось проделать довольно большую работу. Волков «играли» специально подобранные дрессированные собаки, которых загримировали под волков. В течение некоторого времени их кормили в том месте, где впоследствии должны были производить съемку; там же, но в другое время, кормили и кавказскую овчарку. Когда, наступил день съемок, Г. Ф. Белихен, выпустил к месту кормежки стаю «волков», навстречу им — кавказскую овчарку.
Началась схватка. Операторы тем временем успешно сняли этот эпизод. Особую сложность представляет дрессировка мелких птиц. Г. С. Алексеев впервые столкнулся с ней в 30-е годы. Он выработал приемы дрессировки птиц и успешно применил их при съемках. Его крылатые артисты «работают» не в клетке, а на открытом воздухе. Например, в фильме «Свинопас» (режиссер А. Мачерет) маленький соловей пролетает значительное расстояние и садится на корону короля, а в фильме А. Птушко «Сампо» снегирь также летает на свободе и преспокойно устраивается на пальце героини Аники. У Георгия Сергеевича есть целая стайка снегирей, все они бывалые киноартисты.
На фото. Орел Карлуша всегда чем-нибудь недоволен
В фильме А. Роу «Марья-искусница» эти птицы снимались с четырнадцатью белками в лесах Крымского заповедника. В фильме «Королевство кривых зеркал» (режиссер А. Роу), который скоро увидит зритель, стая птичек должна пролететь над змеей. О том, насколько это сложно, говорит хотя бы такой факт. Когда молодого удава выпускают из клетки, попугай, грачи и вороны приходят в ужас и мечутся в клетках. Результаты дрессировки оказались самыми поразительными: удав не только не трогает снегиря, который сидит на нем, но даже готов защищать его! Это дрессировка высокого класса. А сколько мучений-доставили дрессировщикам кошки. Для фильма «Новые похождения Кота в сапогах» Алексееву пришлось осмотреть более пятидесяти животных, и ни одно из них не отвечало необходимым требованиям. И только случайно был найден бездомный кот. Так появился Карабас, который снялся уже в шести фильмах. По команде дрессировщика Карабас, вытянув пушистый хвост, мчится по земле и затем молниеносно взлетает на дерево. Он может также по приказу Алексеева «рассердиться», взъерошить шерсть и поднять хвост. В фильме «Королевство кривых зеркал» хотя и небольшую, но очень сложную роль пришлось сыграть орлу Карлуше. Как только Г. Ф. Белихен выпускал его во время репетиций из клетки, стая голубей рассыпалась в разные стороны, воробьи прятались в гуще кипарисов, мгновенно прекращалось пение птиц, а сам Карлу ша стремился удрать от своего дрессировщика. А что, если орел вздумает улететь во время съемки? Пришлось предусмотреть и такую возможность. У Белихена имелся заяц, который в случае бегства орла был бы выпущен из клетки в качестве приманки.
— Это вовсе не означает, что заяц стал бы жертвой орла, — говорит Георгий Сергеевич. — Мы все время должны быть бдительны и осторожны.
На фото. Карабас внимательно слушает своего дрессировщика
Этот заяц — тоже опытный «артист». Во время съемки в Крымских горах фильма «Марья-искусница» он целую минуту барабанил лапками по пню, установке тем самым своеобразный рекорд, о котором не мечтали даже зайцы из рисованного фильма Уолта Диснея «Бемби». Два года назад этот-заяц снялся в главной роли в фильме «Русачок», где все герои — звери. Еще очень много интересного и увлекательного можно было бы рассказать о работе дрессировщиков в кино.
Сложна и ответственна работа этих скромных тружеников. Их имена даже не всегда попадают в титры фильма. Г. С. Алексеев и Г. Ф. Белихен по многу часов ежедневно работают со своими четвероногими и крылатыми друзьями, Очень часто им приходится идти непроторенными путями, осваивать новые методы дрессировки. Всегда они с большой теплотой вспоминают своего учителя Владимира Леонидовича Дурова.
С. ГУРИН
Журнал Советский цирк. Июнь 1963 г.
оставить комментарий