Жокеи-наездники Александровы-Серж - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Жокеи-наездники Александровы-Серж

Все реже и реже на арене нашего цирка можно увидеть жокеев — представителей одного из самых сложных видов конной акробатики. И это тревожит, ведь выступления жокеев наиболее ярко воплощают в себе замечательные традиции цирковой классики.

Жокеи-наездники Александровы-Серж


Скоро исполняется 60 лет конно-акробатическому ансамблю «Жокеи-наездники», созданному в 1926 году потомственным цирковым артистом, известным акробатом и наездником, заслуженным артистом РСФСР Александром Сергеевичем Александровым-Серж. Номер этот долгие годы был гордостью советского циркового искусства.

Несколько лет назад группу жокеев возглавил внук Александра Сергеевича — Святослав, единственный сегодня в конном цирке представитель когда-то большой известной фамилии Александровых-Серж. Молодые артисты, воссоздавая старый номер, сумели найти и свое особое творческое лицо. Сохранив классические традиции и романтику прошлого ансамбля, они ввели в свои выступления фрагменты других видов конного цирка.

Волнующе красив эффектный выезд жокеев. Трудно оставаться равнодушным, когда под звуки лирической мелодии на тяжелых лошадях выезжают на арену стройные парни и девушки в гусарских мундирах и киверах. Несколько кругов вольтижировки — различных упражнений и стоек на покрытых чепраками широких конских спинах. Трюки пока еще не сложны — зрителям как бы предоставляется возможность полюбоваться гусарами, их выправкой, красивыми лошадьми.

Веселое разнообразие в номер вносит забавная интермедия. Комик — в его роли потомственный жокей Александр Кук — встречается с неоседланной своенравной лошадью. Эта сценка вызывает улыбки зрителей, а наездникам дает возможность переодеться в традиционные жокейские костюмы.

Следующая реприза — чисто акробатическая. Прыжки на мчащихся лошадях, сложные пируэты, сальто с одной лошади на другую. В заключение наездники один за другим вскакивают на вороного Казбека, и тот легко несет на себе шесть всадников.

Вот другой фрагмент выступления — джигитовка. С бешеной скоростью несутся горячие, поджарые кони. Захватывают дух стремительные трюковые комбинации, исполняемые наездниками. Кажется, вся удаль и красота конного цирка выплеснулась в этом искрометном искусстве. Включение в номер жокеев фрагментов джигитовки не нарушает его классической композиции, а наоборот, придает ему еще большую красочность и динамичность.

И наконец, традиционный, так называемый «Курс» — карьер внушительного светло-серого Мальчика и прыжки на него ловких, быстрых жокеев. Не касаясь руками мчащейся лошади, они с короткого разбега взлетают на ее круп и, стоя во весь рост, вчетвером совершают круги по манежу. А в финале симпатичный Мальчик, помахав на прощание огромным копытом и раскланявшись с публикой, последним покидает арену, тем самым оригинально завершая впечатляющее зрелище. В стремительном темпе проходит этот номер, все двенадцать минут ни на мгновение не ослабевает внимание зрителей. Прекрасная концовка первого отделения, а если нужно, то и всей программы.

Святослав Александров-Серж рассказывает:

— Мой дед, его братья и сыновья начинали жокейскую работу с малолетства. Родители рассказывали, что я, еще не умея говорить, уже карабкался на лошадь. В конном ансамбле выступали такие мастера, как Теплов, Логинов, Ахматовский и другие бывшие воспитанники детской конно-акробатической студии в Иванове. Сейчас, к сожалению, жокеев нигде не готовят, взрослых же акробатов труднее обучать мастерству наездника. Поэтому жокейских номеров становится все меньше и меньше...

В репертуаре его деда был «четвертной курс». Сразу четыре жокея одновременно и синхронно с разбега взлетали на спину галопирующей лошади. Артисты хотят возродить этот трюк. Готовит Святослав еще один уникальный трюк:

сальто-мортале с пируэтом с плеч партнера, стоящего на мчащейся лошади, на спину лошади, следующей за ней. Чтобы выпустить эти трюки, надо репетировать постоянно и упорно.

— Нам проще было готовить трюковые комбинации джигитовки, — продолжает Святослав, — а вот с жокейской работой посложнее. Тут очень важно уметь тонко . чувствовать лошадь. Чтобы не потерять баланс, стоя на ее спине, надо мгновенно реагировать на малейшее изменение заданного ею ритма. Это чувство лошади наполовину интуитивно и приходит только после длительных тренировок. Наши кони подготовлены хорошо, особенно двенадцатилетний Мальчик, но и он, случается, фальшивит. У лошадей сегодня тоже свои проблемы. Раньше везде были привычные им опилки, а сейчас арены покрыты резиной, да еще самой разной плотности. Это сильно влияет на устойчивость ритма, особенно на галопе. В каждом цирке приходится с трудом приспосабливаться к манежу.

Святославу было пятнадцать лет, когда не стало его знаменитого деда. Работал в том же конном ансамбле с отцом и дядей. Потом служба в кавалерийском полку, после которой, возвратясь в цирк, стал единственным в конвейере соло-жокеем. Не сразу решился он восстановить когда-то всем известный номер Александровых-Серж.

Много трудностей ожидало начинающего руководителя. Сложнее всего было становление коллектива. К тому времени из ветеранов конно-акробатического ансамбля никого уже не осталось. Ведь жокейский век, как и у футболистов, всего лет тридцать, самое большее тридцать пять. Вновь пришедшая молодежь, привлеченная внешней стороной номера, его зрелищностью, романтикой, быстро убеждалась, что этот жанр далеко не самый благодарный. Кто-то покидал номер, боясь травм, кто-то был разочарован многочасовыми упорными репетициями. Через год после премьеры, состоявшейся в Кировском цирке в 1981 году, остались со Святославом только два верных единомышленника — Александр Фроленко и Александр Курош. Они и поныне вместе. Коллектив же, пополнявшийся влюбленными в конный цирк молодыми артистами, становился постепенно стабильным.

Истинным энтузиастом конной акробатики и верным товарищем проявил себя Фроленко. Надежный помощник Святослава в подготовке молодых жокеев, он исполняет уникальное сальто с пируэтом с одной галопирующей лошади на другую.

Смелой и артистичной наездницей стала акробатка Людмила Шаникова. Когда Александровы-Серж решили ввести в номер элементы джигитовки, то Людмила и ее подруга, жена Святослава Марина, стали увлеченно осваивать незнакомые трюки. А тренировал их бывший джигит Илья Шаников.

Меня эти артистки прямо-таки поражают своей веселой отвагой. Худенькие, грациозные, очень подвижные, они, кажется, совершенно ничего не боятся. Марина, недавний вольтижер в воздушном полете, оказалась прекрасной верхней в плечевой жокейской работе. А в джигитовке она вдвоем с семнадцатилетним Сережей Краснянчуком лихо пролазит под живот мчащейся лошади.

— Принимаем к себе только добровольцев, — продолжает рассказ Святослав. — Вот недавно прибыл к нам из номера акробатов-прыгунов Михаил Афанасенко. Надеемся, станет хорошим жокеем. Но, к сожалению, бывает, что приходит хороший парень, искренне желает стать наездником, а потом сам, чувствуя что не выдержит больших нагрузок, покидает номер. Обидно, что напрасно затрачены усилия на его обучение.

Разговариваю с артистами об их трюках, о творческих планах, о трудностях, и складывается впечатление, что самое трудное для жокеев не работа на арене, не подготовка виртуозных трюков, а зачастую неоправданно долгие переезды из города в город. В таких переездах, участившихся особенно в последние годы, и люди и лошади теряют форму, а затем, иногда без репетиций, должны включаться в программу. Тогда не только новичкам, а и привыкшим ко всему опытным наездникам приходится туго. Хорошо, что среди служащих при лошадях есть такие патриоты конного цирка, как их берейтор Татьяна Савельчук. Лошади у нее содержатся в полном порядке.

Прощаясь с жокеями, напоминаю, что когда-то их номер имел яркое и хорошо его характеризующее название: «Конно-акробатический ансамбль — жокеи-наездники». Не стоит ли и сейчас его так называть?

— Вот когда восстановим все дедовы трюки и подготовим новые свои, тогда и попросим о переименовании, — обещает Святослав.

Ну что ж, будем надеяться, такое время не за горами.

 

К. АЛЕКСЕЕВ

оставить комментарий

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Рейтинг.ru