Золотой клоун эквилибристов Леонида Костюка - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Золотой клоун эквилибристов Леонида Костюка

Элаин Бейл — эквилибр, цирк Ринглинг Брос энд Барнум энд Бейли, США. Группу хищников представляет Дитер Фарел, цирк Кроне. Труппа Ковачевы, прыгуны, Болгария. Жорж Карл — комический эксцентрик, Франция. Слоны Жерара Кэзера. Тэйк Уотэри — эквилибр на бамбуке, Япония цирк Кигюр. Сорин Мунтяну — жонглер, Румыния. Братья Фалелл — канатоходцы на большой высоте, США. Тигры Эриха Лезингера. Костюк — эквилибристы на першах, Москва.

(из программы фестиваля в Монте-Карло)

Случилось непредвиденное. Леонид Костюк вышел на манеж, привычно легко взял лобовой перш, поднял глаза и увидел — перш падает. Он начал балансировать его, выравнивать, но перш неудержимо стал валиться. Снова взял перш и снова увидел, как он наклоняется. Костюк понял — это обман зрения, иллюзия, возникающая из-за конструкции купола шестикранцевого шапито с конусом в центре. У нас нет таких шапито. А здесь стоит взять перш на лоб, посмотреть вверх в этот конус и возникает точное ощущение падающего перша. Но одно дело понять, другое — преодолеть многолетний навык, просто рефлекс эквилибриста: сбалансировать, удержать, найти точку, если видна потеря равновесия. А он ясно видел... Это было на первой репетиции, и нужно было потренироваться, привыкнуть. И полное спокойствие. Но какое спокойствие, если через три-четыре часа первое выступление на конкурсном показе, а багаж прибыл только что...

Видимо, ощущение беспомощности и растерянности на репетиции так поразило опытного мастера, что это первое, о чем рассказывает Леонид Костюк, вернувшийся с международного фестиваля цирков в Монте-Карло.

...Они выходят энергично, стремительно — Костюк и пятеро его партнеров: Юрий Осипов, Николай Лычкатый, Константин Липкан, Георгий Легко, Геннадий Тараненко. Их первый трюк, как у других трупп — заключительный. Но для них это только разминка, первый уверенный аккорд. И этот выход, начало мгновенно дают представление о высоком классе мастерства и артистической культуре номера. И зал затих напряженно.

Потом, когда жюри подвело итоги, и труппа под руководством Костюка получила Золотого клоуна, их собственные впечатления об этом первом выступлении уже казались им другими. А тогда они ощущали после всех треволнений дня — все как будто было против них. И двое суток ожидания багажа, когда они, не имея возможности репетировать, только наблюдали, сидя на местах, как тренируются их конкуренты. Много сильных трюков и номеров, особенно воздушных. И если уж говорить о жанрах, то, конечно, современные зрители справедливо предпочитают стремительные и раскованные воздушные номера статичным и сдержанным выступлениям першевиков. Сам по себе шест — уже условие, он сковывает артиста, и здесь все движения осторожны. Все как нарочно. И вот предательский купол-конус! На репетиции Костюк присмотрелся, но страх, что иллюзия возникнет снова и приведет к ошибке, создавал дополнительное напряжение. А тут еще как раз перед их номером поставили номер болгарских прыгунов Косачевых, у которых один из центральных трюков — прыжок на перш. А потом без всякой паузы, перерыва их выход. И молчание Сержио. талантливого ведущего всех фестивалей в Монте-Карло. Сержио умеет преподнести номера, что-то сказать об исполнителях, выигрышно представить их публике, обратить максимум зрительского внимания на те трюки, которые исполнитель считает важными, пошутить, подбодрить и даже каждый обычный трюк сопровождать восклицаниями. Так было весь вечер. А сейчас Сержио молчал. И Костюков смущало это молчание...

Второй трюк. Если первый удивлял мастерством, то второй обезоруживал остроумием решения, изяществом. Верхний поднимается на сравнительно короткий перш, с арены партнеры подают ему один за другим еще шесты, и он наращивает перш, делает его все выше и выше, затем — трюк на верхушке, и, спускаясь, артист разбирает перш на части.

Потом Леонид Костюк вспомнил: ровно год назад на V Международном фестивале в Монте-Карло выступала труппа Беляковых, получившая Золотого клоуна, и когда Сержио спросил Венедикта Белякова, какие трюки надо особо представить публике. Беляков от подобной рекламы отказался. После просмотра аттракциона Соржио сказал, что понял, почему это было не нужно. Комментировать и рекламировать этот советский номер во время выступления так же излишне, как комментировать действие захватывающей пьесы на сцене.

Это и есть стиль советского цирка, его бесспорное преимущество, когда каждый номер — не серия трюков, а завершенное продуманное произведение, иногда даже маленький спектакль. Таковы наши лучшие номера. И зарубежного зрителя это сразу поражает. Номер эквилибристов Костюк — тоже яркий пример стиля советского цирка. Стройность композиции, элегантность, но, разумеется, и высокое мастерство.

— В первый день конкурсного показа со всеми его тревогами и треволнениями нам было нелегко,— говорит Леонид Костюк. Помимо всего сказанного, мы выступали без лонжи. Мы можем работать без лонжи, но у нас техника безопасности это не разрешает. А в Монте-Карло мы не увидели ни одного номера, ни одного трюка ни на репетициях, ни на представлениях, чтобы артисты пользовались лонжей. Впрочем, какая может быть лонжа, если смысл многих номеров как раз и заключается в опасности, в риске, в сенсации. Например, номер Элвина Бэйла из США, обладателя Золотого клоуна на фестивале в 1976 году, гимнаста на трапеции, который в атом году приехал с номером эквилибра на воздушной петле. Эта петля, похожая но семафор, хотя и широкая, но вращается довольно быстро, а артист бегает по ней, балансируя, без всякой страховки. Элвина Бэйла мы увидели во втором дне показа. А в первый, завершая программу, мы смогли посмотреть все предшествующие номера и переглядывались облегченно: пока не было выступлений, превосходство которых было бы очевидно. Зато второй вечер был парадом наших конкурентов. Это Элвин Бэйл, затем два полета, особенно силен один — Флайинг Озере, где под куполом всего трое: ловигор и вольтижеры — мужчина и женщина, и где тройное сальто исполнялось так, между прочим. Это канатоходцы из США братья Фарелл, работавшие на 14-метровой высоте, которые поднимались туда, наверх, по боковым растяжкам без всяких балансов и так же делали пробежки, «чехарду», прыжок на плечи с каната. Столько сильных воздушных номеров! Не говоря ужо о том, что на конкурс были представлены: группа восьми дрессированных слонов из ГДР, две «клетки» с хищниками, хорошая конюшня, где соединялись фрагменты «свободы» и «высшей школы» и где был показан редкий трюк — кабриоль одновременно двух лошадей. У нас такие номера являются аттракционами. В программе фестиваля привычный для нес порядок номеров был нарушен, все шло вперемешку. И нашу вчерашнюю уверенность как рукой сняло...

Третий трюк Костюка. Опять неожиданность для зрителей. Верхний вдруг отрывается от перша и, исполняя сальто, перелетает на другой перш. Легко и незаметно разрушалась легенда о жанре эквилибра на перше, о традициях, медлительности, статичности...

И последний трюк, где рушится представление об амплуа эквилибристов, когда нижнему отводится сложная, но мало подвижная роль, а верхний эффектно вращается, вертится, посылает поклоны и улыбки зрителям. Здесь, мы не ошибемся, внимание зрителей приковано к обаятельному нижнему Леониду Костюку. И в финале номера, когда он, балансируя лобовой перш с партнером, поднимается по другому шесту, идет по нему уже на высоте двух метров от земли, а затем спускается, он поистине вызывает изумление зрителей...

Все девять членов жюри высоко оценили выступление, очень высокую оценку поставил князь Монако Ренье III, председатель жюри, по инициативе которого и организуются фестивали в Монте-Карло. Но как бы беспристрастно и доброжелательно ни относилось жюри, как бы тепло ни принимала публика, Костюк понял, что этих зрителей, среди которых директора цирков и импресарио всего мира, знающие заранее по рекламе и фильмам те номера, которые покажут на арене, этих зрителей надо удивить, нужен элемент неожиданности и игры. И в тот вечер, когда решалась судьба Золотого клоуна и труппа наших эквилибристов, завершив номер, раскланивалась, Леонид Костюк жестом показал партнерам: ну что ж, если публика просит, повторим последний трюк. И все ждали повторения. Но они не повторили, а усложнили его, добавив выход партнера на ходулях и т. д.

Неожиданность состоялась. Для публики. Для членов жюри. Даже для члена жюри народной артистки СССР Ирины Бугримовой, которая но знала, что Костюки решили сегодня сделать этот трюк в таком варианте. И это был психологический выигрыш. И победа. Золотой клоун был присужден труппе под руководством Леонида Костюка, заслуженного артиста РСФСР. Кроме того, они были награждены медалью за уникальность демонстрируемых трюков.

Пять дней в ярком шапито шло напряженное сражение артистов за первенство. Огни, музыка, съезд туристов, привлеченных фестивалем,— это был настоящий праздник. Но только теперь труппа Костюка как будто заметила, что за стенами шапито лазурное небо и море и солнце Монте-Карло. Но уже пора было уезжать. Огни фестиваля погасли.

Н. РУМЯНЦЕВА

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования