Новости - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

НОВОСТИ


отфильтровать новости по: году   по месяцу

III ВСЕМИРНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ЦИРКОВОГО ИСКУССТВА НА ПОКЛОННОЙ ГОРЕ


С 1 июня по 31 августа 2007 г. в г. Москве на Поклонной горе пройдёт III Всемирный Фестиваль Циркового Искусства и Цирковая программа.
Фестиваль проводит Российская Государственная Цирковая Компания (Росгосцирк) по поручению и при поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии РФ.
В программе Фестиваля примут участие всемирно признанные звёзды цирка из 13 стран мира: США, Австралии, Англии, Венгрии, Германии, Дании, Италии, Китая, Мексики, Монголии, Румынии, Франции, Швейцарии, Украины, Белоруссии.
По масштабу и значимости Фестиваль стоит в одном ряду с всемирно известными фестивалями в Монте-Карло, Будапеште, Париже, Ухане и стал визитной карточкой цирковой Москвы.
Фестивальная программа будет проходить в цирке-шапито на 2000 посадочных мест, установленном на Поклонной горе. Конкурсная программа рассчитана на 4 дня - с 1 по 5 июня - и в ней будут заняты российские и зарубежные артисты, приглашенные для участия. 5 июня состоится гала-представление с участием победителей фестиваля, на котором состоится вручение наград.
Затем лауреаты Фестиваля в течение 80 дней будут демонстрировать свое мастерство москвичам и гостям столицы в рамках Международной программы «Золото Мирового цирка». Уникальность цирковой программы заключается в том, что на одной арене будут выступать самые выдающиеся цирковые группы из разных стран мира.

Далее >>>

">

04/04/2007 00:00

С 1 июня по 31 августа в Москве пройдет III Всемирный фестиваль циркового искусства.

III ВСЕМИРНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ЦИРКОВОГО ИСКУССТВА НА ПОКЛОННОЙ ГОРЕ


С 1 июня по 31 августа 2007 г. в г. Москве на Поклонной горе пройдёт III Всемирный Фестиваль Циркового Искусства и Цирковая программа.
Фестиваль проводит Российская Государственная Цирковая Компания (Росгосцирк) по поручению и при поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии РФ.
В программе Фестиваля примут участие всемирно признанные звёзды цирка из 13 стран мира: США, Австралии, Англии, Венгрии, Германии, Дании, Италии, Китая, Мексики, Монголии, Румынии, Франции, Швейцарии, Украины, Белоруссии.
По масштабу и значимости Фестиваль стоит в одном ряду с всемирно известными фестивалями в Монте-Карло, Будапеште, Париже, Ухане и стал визитной карточкой цирковой Москвы.
Фестивальная программа будет проходить в цирке-шапито на 2000 посадочных мест, установленном на Поклонной горе. Конкурсная программа рассчитана на 4 дня - с 1 по 5 июня - и в ней будут заняты российские и зарубежные артисты, приглашенные для участия. 5 июня состоится гала-представление с участием победителей фестиваля, на котором состоится вручение наград.
Затем лауреаты Фестиваля в течение 80 дней будут демонстрировать свое мастерство москвичам и гостям столицы в рамках Международной программы «Золото Мирового цирка». Уникальность цирковой программы заключается в том, что на одной арене будут выступать самые выдающиеся цирковые группы из разных стран мира.

Далее >>>

"> Подробнее >>>


 

Информация о публикации книги На арене старого цирка  Д.С.Альперова.

Обсудить на форуме

">

26/03/2007 00:00

На арене старого цирка.  Д.С.Альперов.

 

Информация о публикации книги На арене старого цирка  Д.С.Альперова.

Обсудить на форуме

"> Подробнее >>>


 

Очередной скандал разгорелся на прошлой неделе вокруг новосибирского цирка. Как стало известно, областной суд удовлетворил иск прокурора Новосибирской области Владимира Токарева о закрытии аварийного здания.


Руководство цирка предполагает, что вся шумиха вокруг здания завязалась из-за территории, прилегающей к нему. Как заявил директор учреждения Сергей Шабанов, «кто-то очень сильно хочет, чтобы цирк поделился площадями, находящимися около спорного Нарымского сквера, который пока так и не удается застроить». Местные наблюдатели отмечают, что подобная точка зрения вполне оправдана, если учитывать недавние разбирательства, связанные со строительством бизнес-центра около Нарымского сквера. Напомним, несколько лет назад довольно активно обсуждался вопрос о возможном использовании территории около цирка, где расположены фонтаны. Тогда сторонники застройки говорили, что фонтаны не работают уже много лет и потому территория фактически пустует, что очень плохо влияет на внешний вид сквера. О том, что «цирковая арена», то есть территория, кому-то из бизнесменов спать не дает, говорят и другие факты.


Разговоры о том, что цирк нужно закрыть, начались в мае прошлого года. Глава МЧС России по Новосибирской области Данияр Сафиуллин заявил, что здание цирка находится в аварийном состоянии и в любой момент может рухнуть. Тогда г-н Сафиуллин предостерег новосибирцев и предложил в цирк не ходить. В результате артисты потеряли сотни тысяч рублей, а руководству пришлось даже отменить несколько гастролей. Тогда г-н Шабанов также заявлял, что это заранее спланированная акция для того, чтобы руководство цирка уступило бизнесменам часть территории. На сей раз одним только предупреждением дело не кончилось. В начале марта кассационная инстанция суда Новосибирской области дала отмашку закрыть учреждение.


Как заявила Марина Козлова, официальный представитель Владимира Токарева, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Новосибирской области, «в декабре прошлого года прокурором Новосибирской области в суд Железнодорожного района было подано заявление в интересах неопределенного круга лиц РФ о запрете осуществления деятельности ФГУК «Новосибирский государственный цирк», связанное с эксплуатацией здания цирка. Одновременно с подачей данного иска было подано заявление прокурором области о принятии обеспечительных мер по запрету эксплуатации здания цирка до вступления решения по данному делу в законную силу. Судьей в удовлетворении о принятии обеспечительных мер было отказано. По представлению прокурора Новосибирской области в кассационную инстанцию Новосибирского областного суда 13 марта определение Железнодорожного суда отменено и постановлено новое определение об удовлетворении заявления прокурора о принятии обеспечительных мер».


На встрече с журналистами Марина Козлова так и не смогла пояснить, каким образом цирк закроют. На встречу пришли и представители цирка. Они потребовали более внятных объяснений от прокурора. Правда, им, как и журналистам, ничего конкретного не сказали. В управлении Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области сообщили, что к ним уже поступил исполнительный лист решения суда, по которому они должны будут закрыть цирк.


А Сергей Шабанов пригласил журналистов на встречу в цирк. Прямо на сцене он заявил, что только что разговаривал с одним из руководителей Росгосцирка Мстиславом Запашным, который также считает, что закрытие новосибирского цирка связано со столкновением чьих-то коммерческих интересов.


По словам технического директора цирка Михаила Глукашева, цирк хотят закрыть без каких-либо оснований. Дело в том, что в экспертизе ООО «Новосибирсксертификация» ничего не сказано о том, что цирк нужно закрыть. Да и качество самой экспертизы, на проведение которой изначально требовалось пять миллионов рублей, а в конечном итоге проверяющим выдали только полмиллиона рублей, тоже заставляет задуматься.


— Меня смущает и то, что сначала нам говорили об ужасном состоянии купола. Потом о нем забыли и заявили, что есть просадка ленточного фундамента. Причем о проблемах с фундаментом упомянули лишь в заключении. У меня сложилось впечатление, что у экспертов было задание — найти хоть что-то.


В ответ на решение прокурора администрация цирка и артисты, приехавшие в Новосибирск на гастроли, пикетировали областную администрацию. Около полусотни человек, ворвавшихся в фойе администрации Новосибирской области, требовали встречи с губернатором Виктором Толоконским или хотя бы его заместителями.


Испуганным охранникам удалось найти заместителя руководителя департамента культуры Владимира Миллера. Весь разговор проходил на повышенных тонах. Артисты сокрушались по поводу известия о закрытии цирка и требовали опровержения от областных властей. Владимир Миллер же просил успокоиться и поговорить более подробно о том, что случилось. Как оказалось, г-на Миллера известие о закрытии цирка удивило не меньше, чем самих артистов, но те и слушать ничего не хотели. Только лишь спрашивали о том, кто будет возмещать финансовые потери цирку и кормить зверей, на содержание которых каждый день приходится тратить немалые деньги. И вообще, если цирк закроют, что им делать?


— Вы поймите, это наш хлеб, причем зарабатываем мы его, рискуя своей жизнью! — выкрикивали артисты.


Уже после встречи Владимир Миллер рассказал, что занимался этой проблемой еще летом.
— Я разговаривал и с Сергеем Шабановым, и с Мстиславом Запашным. Однако прошел уже почти год, а воз и ныне там. Люди, которые, по идее, могли за это время отремонтировать здание, ничего для этого не сделали. Поэтому итог лично для меня неудивителен: немного подождав, прокурор области сделал все для того, чтобы, не дай бог, не произошла трагедия. Летом Мстислав Запашный говорил мне, что у Росгосцирка нет денег на ремонт. Поэтому я предложил Сергею Шабанову подыскать инвесторов, которые за определенную часть территории около цирка выделили бы деньги на капитальный ремонт. Так, например, поступил театр «Красный факел», которому инвесторы выделили на ремонт 80 миллионов рублей.
Г-н Миллер не стал пояснять, кто именно хотел помочь новосибирскому цирку. Впрочем, как он сам признался, разговор о конкретных инвесторах не шел, но предложения были, и причем в достаточном количестве.


Интересно, что у здания цирка есть несколько собственников: сам цирк и частные организации, которых закрываться почему-то никто не просил, хотя, если следовать логике прокурора Новосибирской области, они расположены в том же самом аварийном помещении, где нельзя находиться людям. Как рассказал Сергей Шабанов, к нему с вопросами никто из собственников здания цирка не обращался.


— Согласитесь, довольно странно, что претензии только к нам, — говорит он. — Остальных собственников никто не трогает.


На днях состоялось очередное судебное заседание, которое, правда, пока так ничего и не решило.

Екатерина Турова

 

http://prospekt.nnet.ru/society/1738/novosibirskii-tsirk-byt-ili-ne-byt

ЧИТАТЬ ВСЕ СТАТЬИ НА ФОРУМЕ >>>

">

23/03/2007 00:00

Новосибирский цирк – быть или не быть?

 

Очередной скандал разгорелся на прошлой неделе вокруг новосибирского цирка. Как стало известно, областной суд удовлетворил иск прокурора Новосибирской области Владимира Токарева о закрытии аварийного здания.


Руководство цирка предполагает, что вся шумиха вокруг здания завязалась из-за территории, прилегающей к нему. Как заявил директор учреждения Сергей Шабанов, «кто-то очень сильно хочет, чтобы цирк поделился площадями, находящимися около спорного Нарымского сквера, который пока так и не удается застроить». Местные наблюдатели отмечают, что подобная точка зрения вполне оправдана, если учитывать недавние разбирательства, связанные со строительством бизнес-центра около Нарымского сквера. Напомним, несколько лет назад довольно активно обсуждался вопрос о возможном использовании территории около цирка, где расположены фонтаны. Тогда сторонники застройки говорили, что фонтаны не работают уже много лет и потому территория фактически пустует, что очень плохо влияет на внешний вид сквера. О том, что «цирковая арена», то есть территория, кому-то из бизнесменов спать не дает, говорят и другие факты.


Разговоры о том, что цирк нужно закрыть, начались в мае прошлого года. Глава МЧС России по Новосибирской области Данияр Сафиуллин заявил, что здание цирка находится в аварийном состоянии и в любой момент может рухнуть. Тогда г-н Сафиуллин предостерег новосибирцев и предложил в цирк не ходить. В результате артисты потеряли сотни тысяч рублей, а руководству пришлось даже отменить несколько гастролей. Тогда г-н Шабанов также заявлял, что это заранее спланированная акция для того, чтобы руководство цирка уступило бизнесменам часть территории. На сей раз одним только предупреждением дело не кончилось. В начале марта кассационная инстанция суда Новосибирской области дала отмашку закрыть учреждение.


Как заявила Марина Козлова, официальный представитель Владимира Токарева, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Новосибирской области, «в декабре прошлого года прокурором Новосибирской области в суд Железнодорожного района было подано заявление в интересах неопределенного круга лиц РФ о запрете осуществления деятельности ФГУК «Новосибирский государственный цирк», связанное с эксплуатацией здания цирка. Одновременно с подачей данного иска было подано заявление прокурором области о принятии обеспечительных мер по запрету эксплуатации здания цирка до вступления решения по данному делу в законную силу. Судьей в удовлетворении о принятии обеспечительных мер было отказано. По представлению прокурора Новосибирской области в кассационную инстанцию Новосибирского областного суда 13 марта определение Железнодорожного суда отменено и постановлено новое определение об удовлетворении заявления прокурора о принятии обеспечительных мер».


На встрече с журналистами Марина Козлова так и не смогла пояснить, каким образом цирк закроют. На встречу пришли и представители цирка. Они потребовали более внятных объяснений от прокурора. Правда, им, как и журналистам, ничего конкретного не сказали. В управлении Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области сообщили, что к ним уже поступил исполнительный лист решения суда, по которому они должны будут закрыть цирк.


А Сергей Шабанов пригласил журналистов на встречу в цирк. Прямо на сцене он заявил, что только что разговаривал с одним из руководителей Росгосцирка Мстиславом Запашным, который также считает, что закрытие новосибирского цирка связано со столкновением чьих-то коммерческих интересов.


По словам технического директора цирка Михаила Глукашева, цирк хотят закрыть без каких-либо оснований. Дело в том, что в экспертизе ООО «Новосибирсксертификация» ничего не сказано о том, что цирк нужно закрыть. Да и качество самой экспертизы, на проведение которой изначально требовалось пять миллионов рублей, а в конечном итоге проверяющим выдали только полмиллиона рублей, тоже заставляет задуматься.


— Меня смущает и то, что сначала нам говорили об ужасном состоянии купола. Потом о нем забыли и заявили, что есть просадка ленточного фундамента. Причем о проблемах с фундаментом упомянули лишь в заключении. У меня сложилось впечатление, что у экспертов было задание — найти хоть что-то.


В ответ на решение прокурора администрация цирка и артисты, приехавшие в Новосибирск на гастроли, пикетировали областную администрацию. Около полусотни человек, ворвавшихся в фойе администрации Новосибирской области, требовали встречи с губернатором Виктором Толоконским или хотя бы его заместителями.


Испуганным охранникам удалось найти заместителя руководителя департамента культуры Владимира Миллера. Весь разговор проходил на повышенных тонах. Артисты сокрушались по поводу известия о закрытии цирка и требовали опровержения от областных властей. Владимир Миллер же просил успокоиться и поговорить более подробно о том, что случилось. Как оказалось, г-на Миллера известие о закрытии цирка удивило не меньше, чем самих артистов, но те и слушать ничего не хотели. Только лишь спрашивали о том, кто будет возмещать финансовые потери цирку и кормить зверей, на содержание которых каждый день приходится тратить немалые деньги. И вообще, если цирк закроют, что им делать?


— Вы поймите, это наш хлеб, причем зарабатываем мы его, рискуя своей жизнью! — выкрикивали артисты.


Уже после встречи Владимир Миллер рассказал, что занимался этой проблемой еще летом.
— Я разговаривал и с Сергеем Шабановым, и с Мстиславом Запашным. Однако прошел уже почти год, а воз и ныне там. Люди, которые, по идее, могли за это время отремонтировать здание, ничего для этого не сделали. Поэтому итог лично для меня неудивителен: немного подождав, прокурор области сделал все для того, чтобы, не дай бог, не произошла трагедия. Летом Мстислав Запашный говорил мне, что у Росгосцирка нет денег на ремонт. Поэтому я предложил Сергею Шабанову подыскать инвесторов, которые за определенную часть территории около цирка выделили бы деньги на капитальный ремонт. Так, например, поступил театр «Красный факел», которому инвесторы выделили на ремонт 80 миллионов рублей.
Г-н Миллер не стал пояснять, кто именно хотел помочь новосибирскому цирку. Впрочем, как он сам признался, разговор о конкретных инвесторах не шел, но предложения были, и причем в достаточном количестве.


Интересно, что у здания цирка есть несколько собственников: сам цирк и частные организации, которых закрываться почему-то никто не просил, хотя, если следовать логике прокурора Новосибирской области, они расположены в том же самом аварийном помещении, где нельзя находиться людям. Как рассказал Сергей Шабанов, к нему с вопросами никто из собственников здания цирка не обращался.


— Согласитесь, довольно странно, что претензии только к нам, — говорит он. — Остальных собственников никто не трогает.


На днях состоялось очередное судебное заседание, которое, правда, пока так ничего и не решило.

Екатерина Турова

 

http://prospekt.nnet.ru/society/1738/novosibirskii-tsirk-byt-ili-ne-byt

ЧИТАТЬ ВСЕ СТАТЬИ НА ФОРУМЕ >>>

"> Подробнее >>>


Главный номер акробатического балета – «Восточный лебедь»
Фото: ЮРИЙ МАРТЬЯНОВ / Коммерсантъ



В 2002 году жюри самого престижного в мире конкурса циркового искусства в Монте-Карло без колебаний присудило главный приз – "Золотого клоуна" – китайской акробатической паре из Гуандунской труппы за номер "Восточный лебедь". Под музыку нежного "белого адажио" из балета Петра Чайковского "Лебединое озеро" хрупкая артистка в белом комбинезоне принимала немыслимые позы, опершись пуантом на макушку своего партнера, а соскочив к нему на руки, растягивалась в шпагат. Терпеливый и выносливый принц в романтическом порыве носился по сцене, держа свою грациозную Одетту на вытянутой ладони, а затем подбрасывал ее вверх, заставляя крутиться в воздухе так, что могли бы позавидовать профессиональные фигуристки. Поразив воображение европейских зрителей, практичные китайцы резонно сочли, что наткнулись на золотую жилу, и решили создать на основе "Лебединого озера" полнометражное цирковое шоу, благо, сказочный сюжет балета

 

 

ДАЛЕЕ">

23/03/2007 00:00

Китайские артисты устроили из "Лебединого озера" форменный цирк

Главный номер акробатического балета – «Восточный лебедь»
Фото: ЮРИЙ МАРТЬЯНОВ / Коммерсантъ



В 2002 году жюри самого престижного в мире конкурса циркового искусства в Монте-Карло без колебаний присудило главный приз – "Золотого клоуна" – китайской акробатической паре из Гуандунской труппы за номер "Восточный лебедь". Под музыку нежного "белого адажио" из балета Петра Чайковского "Лебединое озеро" хрупкая артистка в белом комбинезоне принимала немыслимые позы, опершись пуантом на макушку своего партнера, а соскочив к нему на руки, растягивалась в шпагат. Терпеливый и выносливый принц в романтическом порыве носился по сцене, держа свою грациозную Одетту на вытянутой ладони, а затем подбрасывал ее вверх, заставляя крутиться в воздухе так, что могли бы позавидовать профессиональные фигуристки. Поразив воображение европейских зрителей, практичные китайцы резонно сочли, что наткнулись на золотую жилу, и решили создать на основе "Лебединого озера" полнометражное цирковое шоу, благо, сказочный сюжет балета

 

 

ДАЛЕЕ"> Подробнее >>>


Вовеки не загнивает

вода в дающих колодцах.

Чем больше от сердца отрываешь,

тем больше ему остается.  

А.Вознесенский

                                

 

Сто лет созидания

 

(к столетию артистической деятельности династии Кантемировых)

 

 

   Исполнилось сто лет со дня премьерного выхода в манеж патриарха жанра, выдающегося мастера отечественного конного цирка, наездника-джигита, создателя, участника и руководителя всемирно прославленного циркового ансамбля «Джигиты Али-Бек», дрессировщика, педагога, народного артиста России, кавалера высших  государственных наград Алибека Тузаровича Кантемирова.

   Вековой юбилей артистической деятельности династии Кантемировых – событие  отнюдь не рядовое, поэтому, думается, некоторая патетика стиля в изложении тут вполне уместна. Масштаб личности  основателя династии Алибека Тузаровича Кантемирова, его беспримерный вклад в сокровищницу отечественного и мирового цирка столь значимы, что превосходных степеней опасаться не следует.

   «Старший Али-Бек», как его именуют в профессиональной среде, создал всеобъемлющую, подлинную  школу подготовки цирковых джигитов-наездников. За свою долгую артистическую жизнь на манеже он сумел удивительным образом выработать стройную, чётко структурированную систему преподавания, методику воспитания цирковых наездников и создания цирковых номеров. И эта алибековская Система на практике сотни и тысячи раз доказала свою исключительную эффективность и абсолютную жизнеспособность.

   Великий педагог и учитель, Алибек Кантемиров без малейшего преувеличения должен быть назван тем, кем он на самом деле являлся и продолжает оставаться в выступлениях своих детей, внуков, воспитанников, учеников и последователей – Станиславским конного отечественного цирка!    

   Продолжая  сравнение, можно сказать, что благодаря огромной плодотворной работе, проделанной Али-Беком Кантемировым,  после него на наших манежах смогли появиться собственные цирковые вахтанговы, мейерхольды, таировы и немировичи-данченко. Но Алибек Тузарович Кантемиров навсегда останется в истории отечественного цирка основателем жанра конного наездничества, великим и неповторимым цирковым Станиславским конного жанра!

   Он воспитал более двухсот учеников и последователей, выросших на его Системе  и прославившихся в нашей стране и далеко за её пределами. Среди них, заслуженные и народные артисты республики,  дети Али-Бека Тузаровича:  Хасанбек, Ирбек и Мухтарбек Кантемировы, племянники – Бексултан, Зелимхан, деверь С.Цирихов, а также такие признанные мастера как  М.Туганов, Ю.Мерденов, Т.Нугзаров,  Г.Токаев, Ю.Доцоев, А.Гуцалов и многие другие. 

   Молодой осетинский артист дебютировал в цирке Малюгина в Батуми 11   февраля (25 по новому стилю) 1907 года с номером «Соло-джигит».

   Это был достаточно рискованный  вызов судьбе, попытка самостоятельно утвердиться на манеже, вопреки существовавшему в те годы стилю и канону. К счастью молодого джигита, попытка оказалась на редкость успешной. Талант и пытливый ум молодого Алибека, его неукротимый темперамент, высокое исполнительское мастерство и обаяние сделали своё дело. Не было у молодого человека выбора - было призвание. С той поры, его цирковая карьера, что называется,  понеслась галопом. 

    Последовали приглашения на выступления  в цирке Вяльшина, театре-цирке Машонкина, в цирковую труппу, руководимую  В.Труцци  и  многих других. Особый, уникальный склад его дарования и неукротимое желание постичь секреты профессии, позволил по крупицам собирать и оттачивать все необходимые составляющие будущей Школы и Системы Мастера.

   Какие породы лошадей наиболее пригодны для цирковой работы, необходимость занятий акробатикой, танцами и гимнастикой, особый уход за животными, совершенствование изготовления и конфигурации сбруи, седла, создание особых уздечек, петель, подпруг и множества других приспособлений для джигитовки – лишь малая часть «технологического» процесса, которым овладевал Алибек во время гастролей по циркам Российской империи и за её пределами.

    «Красой и гордостью Кавказа» называли афиши молодого Алибека.

   По сей день остаётся феноменальным достижением «коронный» трюк молодого артиста, об исполнении которого и подумать не смели современники Алибека. Артист на полном галопе «уходил» под живот лошади и вылезал на круп… между задних ног мчащегося по кругу коня.

   Апробацию, практическое развитие и совершенствование Система, как уже было сказано, получила в детях и воспитанниках династии Кантемировых.

   В 1924 году впервые в советском и мировом  цирке  основатель династии  создал групповой конный аттракцион джигитовки – новаторский по композиции, существенному пополнению и обновлению трюкового репертуара, используемой атрибутике, пластическому решению. Это был самый настоящий прорыв в жанре, если угодно, канонизация жанра.

   Не удивительно поэтому, что труппа названная «Джигиты Али-Бек», одной из первых в советской России получила возможность гастролировать в лучших европейских цирках. Выступлениям отечественных джигитов сопутствовал оглушительный успех публики и восторженное признание специалистов таких прославленных европейских антреприз как цирки «Буш», «Кни», «Саразанни», «Кроне», «Глаих», «Бертрама Миллза»… Молодой советский цирк, что называется, стал задавать тон ведущим мировым циркам, демонстрировал, своего рода, профессиональный мастер-класс мировому конному цирку. Время, заметим, 1927-1931г.г.

   В знаменитом  на весь мир зоологическом саду Карла Гагенбека Алибек Тузарович с блеском выступал в героико-романтической пантомиме «Праздник на Кавказе». В России, - в цирке Труцци, - Алибек блистал в пантомимах «Наполеон в Египте», «Тарас Бульба», Пан Твардовский», в Германии, в цирке Буша – в  «Баварском герое» и «Зелёном чёрте», в Ленинградском цирке – в пантомиме  «Тайга в огне», в Московском цирке – в пантомимах «Трубке мира» и «Карнавал на Кубе». Играл главную роль в собственной этапной постановке пантомимы «Абрек Заур».

   Артисты труппы Кантемировых в качестве дрессировщиков, каскадёров и актёров принимали участие в съёмках более чем 50-ти отечественных кинофильмов, положив основу особой профессии в киноискусстве – конного  каскадёра.

   Так эволюционировала труппа Кантемировых, являя собой подлинный образец для подражания, давая мощный стимул развитию жанра джигитовки. В современной терминологии, путь, пройденный основателем династии, следует назвать изобретением и созиданием  «матрицы», которая существенно расширила горизонты  развития современного конного наездничества в цирке, конном спорте, кинематографе. Успешное развитие джигитовки невозможно сегодня представить без поисков, находок и обретений, связанных с именем Алибека Тузаровича Кантемирова. И этого ветра хватило на все паруса.

   Кантемировы являются пионерами  отечественного конного цирка в исконном значении этого слова, то есть – первооткрывателями! 

    В 40-70 годы прошлого столетия славу мастеров конного цирка упрочили и приумножили представители второго поколения династии Кантемировых: Народный артист Северной Осетии, возглавивший в начале 70-х цирковое этнографическое обозрение «Картины Кавказа» Хасанбек Алибекович Кантемиров, Народный артист СССР и  России, неоднократный чемпион России по конному спорту, возглавивший труппу «Али-Бек» в 1968 году Ирбек Алибекович Кантемиров и народный артист Северной Осетии Мухтарбек Алибекович Кантемиров.                              

   В ансамбле, возглавляемом Алибеком Тузаровичем начинали свою артистическую карьеру внуки Алибека, дети Хасанбека Кантемирова: заслуженная артистка России Каджана Хасанбековна, Али-Бек Хасанбекович и Анатолий Хасанбекович Кантемировы.

   Мухтарбек Кантемиров, выйдя из состава труппы отца, создал оригинальный конно-акробатический театр «Каскадёр», специализирующийся в постановках на исторические и батальные сюжеты.

   В 1994 года труппу «Али-Бек» возглавил внук прославленного деда, сын Ирбека, заслуженный артист России, Лауреат национальной премии «Циркъ» Маирбек Кантемиров.

  Исторические перемены, сотрясавшие в этот период нашу страну, затронули, - не могли не затронуть!- и цирковое искусство. Мир отчалил с якорей...   Мелькание событий и перемен… Жизнь понесла, как насмерть перепуганная лошадь. В ответ на вызов времени, третья генерация династии Кантемировых с истинно кавказской решительностью и размахом  пришпоривает коней своей профессиональной судьбы.

   Маирбек Кантемиров осуществляет постановку эпического конно-акробатического аттракциона «Скифы», из которого, усилиями режиссёра, со временем родился актуальный и весьма эффектный спектакль «Star gazer». Возглавляемая Маирбеком труппа, на протяжении пяти лет с неизменным успехом гастролирует в Англии, с цирком Ф.Ганди, где не прекращает работу: артисты много репетируют, ищут, пробуют…

   Наконец, в 2006 году на свет появляется полноформатное многожанровое цирковое шоу в двух отделениях «Avaia», которое органично вобрало в себя исторический и профессиональный опыт кантемировской школы и новейшие достижения современного мирового шоу-бизнеса.

   20 мая прошлого года канадская пресса запестрела броским рекламным слоганом:  «АВАЙЯ» – цирк для всей семьи!»

   Близ Ниагарского водопада со стороны Канады, неподалеку от развлекательного парка «Marineland» в окрестностях  местечка Ниагара-Фоллз стартовало новое грандиозное шоу династии Кантемировых –   «Cirque Niagara. Avaia». Автором идеи, сценаристом и постановщиком спектакля выступил – Маирбек Кантемиров. 
   Официальная статистика  «Цирка Ниагары» и впрямь поражает: бюджет представления «Avaia» составил около 10 миллионов долларов, в шоу занято порядка 50 артистов, которые в течение представления переодеваются в 70 комплектов костюмов, меняют по ходу действия десятки париков и масок, а стоимость тента-шапито, в котором разворачивается шоу, составляет 1,3 миллиона долларов. Впрочем, когда речь заходит об искусстве, цифры – еще не все. Попробуем понять, откуда мог возникнуть и реализоваться столь грандиозный замысел?

     Творческой личности не дано отделаться от впечатлений детства и юности. Приходит момент, когда художник символически претворяет-сублимирует в своих работах потаённые желания, неосуществлённые фантазии, не сбывшиеся мечты, которые у Кантемировых накрепко связаны с родным  Кавказом, его поверьями, легендами и сказаниями.

   Представляется наиболее вероятным, что изначальной мотивацией сюжетной первоосновы  «Авайи» послужил эпос народов Кавказа «Сказание о нартах». По признанию многих авторитетных специалистов, «Нарты» являются одним из самых древних эпосов мира, восходящих к древнегреческой мифологии.  

      Героический нартский эпос является средоточием и хранилищем народной мудрости, в нем отражен нравственный облик народа, понимание окружающего мира и мира самого человека.

   Особое, едва ли ни сакральное значение в «Нартских сказаниях» принадлежит коню. Конь в нартском эпосе выступает таким же всесильным, как сам герой. Конь наделен неимоверными силами и возможностями. Конь в эпосе выступает наравне с человеком, в образе говорящей сверхъестественной силы. Конь для кавказцев – аристократ среди всех животных. Мистическая привязанность к этому «великому творению природы» передаётся  на Кавказе из поколения в поколение. Вот что об этом говорит автор «Avaia» Маирбек Кантемиров:
   «Лошади – это альфа и омега «Avaia». В шоу занято девятнадцать лошадей девяти разных пород, частью  привезенных из России, частью из Европы. Все наши четвероногие партнёры – равноправные участники шоу.

   Фабула представления разворачивается как мистическое путешествие вглубь веков, где загадки древности соседствуют с современными реалиями, о которых рассказывается языком цирка. Создавая представление, мы хотели, чтобы наши зрители не только развлеклись, но и задумались о мире, в котором мы живем,  кто мы такие и для чего появляемся на свет?

    Во время представления мы стараемся провести зрительскую аудиторию сквозь пласты истории, будто на экскурсии, и в этом нам помогают лошади, акробаты, гимнасты, клоуны, эквилибристы. Наше шоу – это празднование любви к жизни,  природе,  лошадям, рассказ о гармонии человека с природой. «Avaia» и задумывалась и  ставилась как своеобразный синтез классической школы цирка с современными высокими креативными  технологиями в сфере актуального шоу-бизнеса».

  «Avaia», с точки зрения бизнеса, так и с позиции творческой, был довольно рискованным предприятием. В последние два десятилетия  цирковое сообщество, с неослабевающим интересом следит за развитием во многих отношениях успешного канадского цирка Дю Солей (Cirque du Soleil).

   Тут следует заметить, что цирк Дю Солей принципиально не использует в своих шоу, каких бы то ни было животных. Эта свободная «ниша» в цирковом шоу-бизнесе не могла долго пустовать.

   Вторым «подводным камнем» нового проекта Кантемировых был выбор места премьеры. Остаётся  историческим фактом, что в первый год своего существования  цирк Дю Солей  выбрал Ниагарский водопад в качестве начала большого гастрольного турне и … «прогорел», что называется, вчистую.

   Ниагарский водопад, вообще-то говоря, место более чем таинственное, почти мистическое, удивительным образом притягивающее к себе разного рода «покорителей».

   Самым знаменитым  из них считается французский канатоходец Жан Эмиль Гравле, выступавший под именем «Блонден». В 1859 году он перешёл по канату Ниагарский водопад, чем снискал шквал оваций и восторг десятков тысяч зрителей. Начало было многообещающим.

   Позднее, Ниагару пытались «покорить» вплавь 16 отчаянных смельчаков, причём самыми невероятными способами:  на байдарке, в бочке, в корыте, на плоту, в купальном костюме и в спасательном жилете... Пятеро смельчаков поплатились жизнью, остальные выплыли, достигнув цели – перепуганными, но, так или иначе, невредимыми.

   В известном смысле, цирковая антреприза  Кантемировых одержала убедительную творческую победу. Ниагарский водопад покорился Кантемировым!

   Десятки тысяч зрителей в течение четырёх с половиной месяцев до отказа заполняли зал и не скупились на овации и улыбки. Загадочно-романтическое название «Avaia», что в переводе с санскрита означает «источник радости, веселья и праздника» – полностью себя оправдало. Праздник удался!

   Над проектом увлечённо работала одарённая постановочная группа, во главе с режиссёром, или как его теперь принято называть, криэйтером спектакля Маирбеком Кантемировым: композитор Василий Ксенин, хореограф Василий Ушенко, арт-дизайнер Анатолий Лунин.  

  Успеху «Авайи» во многом  способствовала искренняя симпатия и заинтересованность в реализации проекта антрепренеров –  Питера Мерканти и Гейла Макалузо.

   В ближайшее время шоу «Авайя» собирается в большое турне по Канаде и США, с длительной гастрольной остновкой в Лас-Вегасе.

   Когда-то, очень и очень давно мудрый Алибек Кантемиров завещал своим детям: «Плох тот сын, который не хочет пойти дальше отца. Он останется в его тени и завянет».

   Внуки и правнуки свято следуют заветам основателя династии.

   А это значит, что  Школа и Система, созданные Алибеком Тузаровичем Кантемировым, блистательно воспринятая и приумноженная  его наследниками, –  жива и продолжает следовать путём созидания. 

 

 

                                                                            Владимир Сергунин

                                                                     кандидат искусствоведения

Обсудить на форуме

">

16/03/2007 00:00

Станиславский конного цирка: Кантемировы. Сто лет в манеже.

Вовеки не загнивает

вода в дающих колодцах.

Чем больше от сердца отрываешь,

тем больше ему остается.  

А.Вознесенский

                                

 

Сто лет созидания

 

(к столетию артистической деятельности династии Кантемировых)

 

 

   Исполнилось сто лет со дня премьерного выхода в манеж патриарха жанра, выдающегося мастера отечественного конного цирка, наездника-джигита, создателя, участника и руководителя всемирно прославленного циркового ансамбля «Джигиты Али-Бек», дрессировщика, педагога, народного артиста России, кавалера высших  государственных наград Алибека Тузаровича Кантемирова.

   Вековой юбилей артистической деятельности династии Кантемировых – событие  отнюдь не рядовое, поэтому, думается, некоторая патетика стиля в изложении тут вполне уместна. Масштаб личности  основателя династии Алибека Тузаровича Кантемирова, его беспримерный вклад в сокровищницу отечественного и мирового цирка столь значимы, что превосходных степеней опасаться не следует.

   «Старший Али-Бек», как его именуют в профессиональной среде, создал всеобъемлющую, подлинную  школу подготовки цирковых джигитов-наездников. За свою долгую артистическую жизнь на манеже он сумел удивительным образом выработать стройную, чётко структурированную систему преподавания, методику воспитания цирковых наездников и создания цирковых номеров. И эта алибековская Система на практике сотни и тысячи раз доказала свою исключительную эффективность и абсолютную жизнеспособность.

   Великий педагог и учитель, Алибек Кантемиров без малейшего преувеличения должен быть назван тем, кем он на самом деле являлся и продолжает оставаться в выступлениях своих детей, внуков, воспитанников, учеников и последователей – Станиславским конного отечественного цирка!    

   Продолжая  сравнение, можно сказать, что благодаря огромной плодотворной работе, проделанной Али-Беком Кантемировым,  после него на наших манежах смогли появиться собственные цирковые вахтанговы, мейерхольды, таировы и немировичи-данченко. Но Алибек Тузарович Кантемиров навсегда останется в истории отечественного цирка основателем жанра конного наездничества, великим и неповторимым цирковым Станиславским конного жанра!

   Он воспитал более двухсот учеников и последователей, выросших на его Системе  и прославившихся в нашей стране и далеко за её пределами. Среди них, заслуженные и народные артисты республики,  дети Али-Бека Тузаровича:  Хасанбек, Ирбек и Мухтарбек Кантемировы, племянники – Бексултан, Зелимхан, деверь С.Цирихов, а также такие признанные мастера как  М.Туганов, Ю.Мерденов, Т.Нугзаров,  Г.Токаев, Ю.Доцоев, А.Гуцалов и многие другие. 

   Молодой осетинский артист дебютировал в цирке Малюгина в Батуми 11   февраля (25 по новому стилю) 1907 года с номером «Соло-джигит».

   Это был достаточно рискованный  вызов судьбе, попытка самостоятельно утвердиться на манеже, вопреки существовавшему в те годы стилю и канону. К счастью молодого джигита, попытка оказалась на редкость успешной. Талант и пытливый ум молодого Алибека, его неукротимый темперамент, высокое исполнительское мастерство и обаяние сделали своё дело. Не было у молодого человека выбора - было призвание. С той поры, его цирковая карьера, что называется,  понеслась галопом. 

    Последовали приглашения на выступления  в цирке Вяльшина, театре-цирке Машонкина, в цирковую труппу, руководимую  В.Труцци  и  многих других. Особый, уникальный склад его дарования и неукротимое желание постичь секреты профессии, позволил по крупицам собирать и оттачивать все необходимые составляющие будущей Школы и Системы Мастера.

   Какие породы лошадей наиболее пригодны для цирковой работы, необходимость занятий акробатикой, танцами и гимнастикой, особый уход за животными, совершенствование изготовления и конфигурации сбруи, седла, создание особых уздечек, петель, подпруг и множества других приспособлений для джигитовки – лишь малая часть «технологического» процесса, которым овладевал Алибек во время гастролей по циркам Российской империи и за её пределами.

    «Красой и гордостью Кавказа» называли афиши молодого Алибека.

   По сей день остаётся феноменальным достижением «коронный» трюк молодого артиста, об исполнении которого и подумать не смели современники Алибека. Артист на полном галопе «уходил» под живот лошади и вылезал на круп… между задних ног мчащегося по кругу коня.

   Апробацию, практическое развитие и совершенствование Система, как уже было сказано, получила в детях и воспитанниках династии Кантемировых.

   В 1924 году впервые в советском и мировом  цирке  основатель династии  создал групповой конный аттракцион джигитовки – новаторский по композиции, существенному пополнению и обновлению трюкового репертуара, используемой атрибутике, пластическому решению. Это был самый настоящий прорыв в жанре, если угодно, канонизация жанра.

   Не удивительно поэтому, что труппа названная «Джигиты Али-Бек», одной из первых в советской России получила возможность гастролировать в лучших европейских цирках. Выступлениям отечественных джигитов сопутствовал оглушительный успех публики и восторженное признание специалистов таких прославленных европейских антреприз как цирки «Буш», «Кни», «Саразанни», «Кроне», «Глаих», «Бертрама Миллза»… Молодой советский цирк, что называется, стал задавать тон ведущим мировым циркам, демонстрировал, своего рода, профессиональный мастер-класс мировому конному цирку. Время, заметим, 1927-1931г.г.

   В знаменитом  на весь мир зоологическом саду Карла Гагенбека Алибек Тузарович с блеском выступал в героико-романтической пантомиме «Праздник на Кавказе». В России, - в цирке Труцци, - Алибек блистал в пантомимах «Наполеон в Египте», «Тарас Бульба», Пан Твардовский», в Германии, в цирке Буша – в  «Баварском герое» и «Зелёном чёрте», в Ленинградском цирке – в пантомиме  «Тайга в огне», в Московском цирке – в пантомимах «Трубке мира» и «Карнавал на Кубе». Играл главную роль в собственной этапной постановке пантомимы «Абрек Заур».

   Артисты труппы Кантемировых в качестве дрессировщиков, каскадёров и актёров принимали участие в съёмках более чем 50-ти отечественных кинофильмов, положив основу особой профессии в киноискусстве – конного  каскадёра.

   Так эволюционировала труппа Кантемировых, являя собой подлинный образец для подражания, давая мощный стимул развитию жанра джигитовки. В современной терминологии, путь, пройденный основателем династии, следует назвать изобретением и созиданием  «матрицы», которая существенно расширила горизонты  развития современного конного наездничества в цирке, конном спорте, кинематографе. Успешное развитие джигитовки невозможно сегодня представить без поисков, находок и обретений, связанных с именем Алибека Тузаровича Кантемирова. И этого ветра хватило на все паруса.

   Кантемировы являются пионерами  отечественного конного цирка в исконном значении этого слова, то есть – первооткрывателями! 

    В 40-70 годы прошлого столетия славу мастеров конного цирка упрочили и приумножили представители второго поколения династии Кантемировых: Народный артист Северной Осетии, возглавивший в начале 70-х цирковое этнографическое обозрение «Картины Кавказа» Хасанбек Алибекович Кантемиров, Народный артист СССР и  России, неоднократный чемпион России по конному спорту, возглавивший труппу «Али-Бек» в 1968 году Ирбек Алибекович Кантемиров и народный артист Северной Осетии Мухтарбек Алибекович Кантемиров.                              

   В ансамбле, возглавляемом Алибеком Тузаровичем начинали свою артистическую карьеру внуки Алибека, дети Хасанбека Кантемирова: заслуженная артистка России Каджана Хасанбековна, Али-Бек Хасанбекович и Анатолий Хасанбекович Кантемировы.

   Мухтарбек Кантемиров, выйдя из состава труппы отца, создал оригинальный конно-акробатический театр «Каскадёр», специализирующийся в постановках на исторические и батальные сюжеты.

   В 1994 года труппу «Али-Бек» возглавил внук прославленного деда, сын Ирбека, заслуженный артист России, Лауреат национальной премии «Циркъ» Маирбек Кантемиров.

  Исторические перемены, сотрясавшие в этот период нашу страну, затронули, - не могли не затронуть!- и цирковое искусство. Мир отчалил с якорей...   Мелькание событий и перемен… Жизнь понесла, как насмерть перепуганная лошадь. В ответ на вызов времени, третья генерация династии Кантемировых с истинно кавказской решительностью и размахом  пришпоривает коней своей профессиональной судьбы.

   Маирбек Кантемиров осуществляет постановку эпического конно-акробатического аттракциона «Скифы», из которого, усилиями режиссёра, со временем родился актуальный и весьма эффектный спектакль «Star gazer». Возглавляемая Маирбеком труппа, на протяжении пяти лет с неизменным успехом гастролирует в Англии, с цирком Ф.Ганди, где не прекращает работу: артисты много репетируют, ищут, пробуют…

   Наконец, в 2006 году на свет появляется полноформатное многожанровое цирковое шоу в двух отделениях «Avaia», которое органично вобрало в себя исторический и профессиональный опыт кантемировской школы и новейшие достижения современного мирового шоу-бизнеса.

   20 мая прошлого года канадская пресса запестрела броским рекламным слоганом:  «АВАЙЯ» – цирк для всей семьи!»

   Близ Ниагарского водопада со стороны Канады, неподалеку от развлекательного парка «Marineland» в окрестностях  местечка Ниагара-Фоллз стартовало новое грандиозное шоу династии Кантемировых –   «Cirque Niagara. Avaia». Автором идеи, сценаристом и постановщиком спектакля выступил – Маирбек Кантемиров. 
   Официальная статистика  «Цирка Ниагары» и впрямь поражает: бюджет представления «Avaia» составил около 10 миллионов долларов, в шоу занято порядка 50 артистов, которые в течение представления переодеваются в 70 комплектов костюмов, меняют по ходу действия десятки париков и масок, а стоимость тента-шапито, в котором разворачивается шоу, составляет 1,3 миллиона долларов. Впрочем, когда речь заходит об искусстве, цифры – еще не все. Попробуем понять, откуда мог возникнуть и реализоваться столь грандиозный замысел?

     Творческой личности не дано отделаться от впечатлений детства и юности. Приходит момент, когда художник символически претворяет-сублимирует в своих работах потаённые желания, неосуществлённые фантазии, не сбывшиеся мечты, которые у Кантемировых накрепко связаны с родным  Кавказом, его поверьями, легендами и сказаниями.

   Представляется наиболее вероятным, что изначальной мотивацией сюжетной первоосновы  «Авайи» послужил эпос народов Кавказа «Сказание о нартах». По признанию многих авторитетных специалистов, «Нарты» являются одним из самых древних эпосов мира, восходящих к древнегреческой мифологии.  

      Героический нартский эпос является средоточием и хранилищем народной мудрости, в нем отражен нравственный облик народа, понимание окружающего мира и мира самого человека.

   Особое, едва ли ни сакральное значение в «Нартских сказаниях» принадлежит коню. Конь в нартском эпосе выступает таким же всесильным, как сам герой. Конь наделен неимоверными силами и возможностями. Конь в эпосе выступает наравне с человеком, в образе говорящей сверхъестественной силы. Конь для кавказцев – аристократ среди всех животных. Мистическая привязанность к этому «великому творению природы» передаётся  на Кавказе из поколения в поколение. Вот что об этом говорит автор «Avaia» Маирбек Кантемиров:
   «Лошади – это альфа и омега «Avaia». В шоу занято девятнадцать лошадей девяти разных пород, частью  привезенных из России, частью из Европы. Все наши четвероногие партнёры – равноправные участники шоу.

   Фабула представления разворачивается как мистическое путешествие вглубь веков, где загадки древности соседствуют с современными реалиями, о которых рассказывается языком цирка. Создавая представление, мы хотели, чтобы наши зрители не только развлеклись, но и задумались о мире, в котором мы живем,  кто мы такие и для чего появляемся на свет?

    Во время представления мы стараемся провести зрительскую аудиторию сквозь пласты истории, будто на экскурсии, и в этом нам помогают лошади, акробаты, гимнасты, клоуны, эквилибристы. Наше шоу – это празднование любви к жизни,  природе,  лошадям, рассказ о гармонии человека с природой. «Avaia» и задумывалась и  ставилась как своеобразный синтез классической школы цирка с современными высокими креативными  технологиями в сфере актуального шоу-бизнеса».

  «Avaia», с точки зрения бизнеса, так и с позиции творческой, был довольно рискованным предприятием. В последние два десятилетия  цирковое сообщество, с неослабевающим интересом следит за развитием во многих отношениях успешного канадского цирка Дю Солей (Cirque du Soleil).

   Тут следует заметить, что цирк Дю Солей принципиально не использует в своих шоу, каких бы то ни было животных. Эта свободная «ниша» в цирковом шоу-бизнесе не могла долго пустовать.

   Вторым «подводным камнем» нового проекта Кантемировых был выбор места премьеры. Остаётся  историческим фактом, что в первый год своего существования  цирк Дю Солей  выбрал Ниагарский водопад в качестве начала большого гастрольного турне и … «прогорел», что называется, вчистую.

   Ниагарский водопад, вообще-то говоря, место более чем таинственное, почти мистическое, удивительным образом притягивающее к себе разного рода «покорителей».

   Самым знаменитым  из них считается французский канатоходец Жан Эмиль Гравле, выступавший под именем «Блонден». В 1859 году он перешёл по канату Ниагарский водопад, чем снискал шквал оваций и восторг десятков тысяч зрителей. Начало было многообещающим.

   Позднее, Ниагару пытались «покорить» вплавь 16 отчаянных смельчаков, причём самыми невероятными способами:  на байдарке, в бочке, в корыте, на плоту, в купальном костюме и в спасательном жилете... Пятеро смельчаков поплатились жизнью, остальные выплыли, достигнув цели – перепуганными, но, так или иначе, невредимыми.

   В известном смысле, цирковая антреприза  Кантемировых одержала убедительную творческую победу. Ниагарский водопад покорился Кантемировым!

   Десятки тысяч зрителей в течение четырёх с половиной месяцев до отказа заполняли зал и не скупились на овации и улыбки. Загадочно-романтическое название «Avaia», что в переводе с санскрита означает «источник радости, веселья и праздника» – полностью себя оправдало. Праздник удался!

   Над проектом увлечённо работала одарённая постановочная группа, во главе с режиссёром, или как его теперь принято называть, криэйтером спектакля Маирбеком Кантемировым: композитор Василий Ксенин, хореограф Василий Ушенко, арт-дизайнер Анатолий Лунин.  

  Успеху «Авайи» во многом  способствовала искренняя симпатия и заинтересованность в реализации проекта антрепренеров –  Питера Мерканти и Гейла Макалузо.

   В ближайшее время шоу «Авайя» собирается в большое турне по Канаде и США, с длительной гастрольной остновкой в Лас-Вегасе.

   Когда-то, очень и очень давно мудрый Алибек Кантемиров завещал своим детям: «Плох тот сын, который не хочет пойти дальше отца. Он останется в его тени и завянет».

   Внуки и правнуки свято следуют заветам основателя династии.

   А это значит, что  Школа и Система, созданные Алибеком Тузаровичем Кантемировым, блистательно воспринятая и приумноженная  его наследниками, –  жива и продолжает следовать путём созидания. 

 

 

                                                                            Владимир Сергунин

                                                                     кандидат искусствоведения

Обсудить на форуме

"> Подробнее >>>


БАГДАСАРОВЫМ ХВАТИЛО МУЖЕСТВА ВМЕСТЕ ПЕРЕЖИТЬ ТРАГЕДИЮ И ВНОВЬ ВОЙТИ В КЛЕТКУ С ТИГРАМИ

Сто рваных ран от зубов и когтей, полгода реабилитации... Когда тигр Цезарь напал в июле 2006-го на заслуженного артиста России Артура Багдасарова, мало кто верил, что вновь увидит дрессировщика на арене.И вот в манеже Московского цирка Юрия Никулина на Цветном бульваре опять вместе Человек и Тигр - Багдасаров и Цезарь, едва не ставший убийцей. Мужеству Артура зал аплодировал стоя. Как ему удалось победить страх? Об этом рассказывает сестра, дрессировщица Карина Багдасарова.

">

15/03/2007 00:00

Престанешь бояться тебя сожрут

БАГДАСАРОВЫМ ХВАТИЛО МУЖЕСТВА ВМЕСТЕ ПЕРЕЖИТЬ ТРАГЕДИЮ И ВНОВЬ ВОЙТИ В КЛЕТКУ С ТИГРАМИ

Сто рваных ран от зубов и когтей, полгода реабилитации... Когда тигр Цезарь напал в июле 2006-го на заслуженного артиста России Артура Багдасарова, мало кто верил, что вновь увидит дрессировщика на арене.И вот в манеже Московского цирка Юрия Никулина на Цветном бульваре опять вместе Человек и Тигр - Багдасаров и Цезарь, едва не ставший убийцей. Мужеству Артура зал аплодировал стоя. Как ему удалось победить страх? Об этом рассказывает сестра, дрессировщица Карина Багдасарова.

"> Подробнее >>>


 

 

В  первых числах марта – прямо с весной – в Москве появился Генрих Ротман. Попытки нанести сокрушительный сюрприз некоторым членам эстрадно-цирковой секции Государственного института искусствознания сразу потерпели поражение, поскольку скрыть Ротмана в Москве оказалось совершенно невозможно. На иголку в стоге сена он был решительно не похож.

Первые три дня великий коверный золотой эпохи советского цирка действительно спал и, подобно медведю-шатуну, бродил только по ночам – никак не мог привыкнуть к смене часовых поясов после Америки, где живет уже двенадцать лет. Разбудило его, как это ни удивительно, лунное затмение, приключившееся поздним вечером 3 марта. Затмению, даже невидимому из-за облаков, Ротман обрадовался как ребенок. Вскоре он окончательно проснулся и сразу же, повинуясь непреодолимой силе тяготения, завернул на Цветной бульвар – в родные места, где некогда они выступали вместе с другом и напарником Геннадием Маковским.

И конечно Ротмана сразу же узнали и разоблачили. Уже в следующую неделю его увидела вся страна в замечательное прайм-таймовое время, да еще в воскресенье, да к тому же по первому каналу телевидения. Генрих сидел в жюри феерического шоу «Звезды в цирке» и судил звезд нашего шоу-бизнеса. Звезды не на шутку напугались – в жюри появился строгий профессионал. Ротман оказался суров, но справедлив.

Теперь он окончательно перестал быть иголкой в стоге сена и стал достоянием публичной жизни столицы. По утрам он репетирует в цирке, обживает Цветной бульвар, и наконец он стал настолько заметен, что возникла трезвая мысль: с этим человеком в разведку ходить нельзя – у него весь неприятельский лагерь будет брать автографы.

Эта же трезвая мысль подтвердилась, когда Генрих возник в своей альма-матер – в ГУЦЭИ, которое окончил сорок пять лет назад. Сначала ничто не предвещало разоблачения, наш герой беседовал с нами в тиши методкабинета, рассказывал о жизни в США, вспоминал прошлое. Но стоило ему выйти в коридор, как он тут же оказался узнан учащимися и окружен ими. «Генрих Ротман!» «В России!» «Живая легенда!»

За те четыре часа, в течение которых мы могли лицезреть клоуна с мировым именем, перед нами с фантастической ясностью открывалась панорама советской эпохи, как будто случайно вспыхивали и угасали судьбы артистов. О многих из них сейчас практически ничего неизвестно – жив ли, умер ли, где похоронен. Генрих Ротман, оказалось, там знает больше, чем мы здесь. Он по крупицам собирает историю – историю своих товарищей. Об этом он и рассказывал – о них, забытых, полунищих, канувших в Лету.

С особой грустью вспоминал Генрих своего товарища Маковского. Это был замечательный дуэт, с блеском выступавший в 60-е-70-е годы с комическими сценками, скетчами, концертными номерами. Каждая их миниатюра была отдельным, композиционно целостным спектаклем, острым и остроумным подарком зрителям. «Вода», «Первый приз», «Тунеядцы», «Капризный микрофон» - многие помнят эти замечательные репризы. Ротман, «родившийся в опилках» (его родители – цирковые) часто упоминает о том, что Гена Маковский был самородок, он был остроумнее, талантливее, лучше, он пришел со стороны, из не цирковой семьи, по зову сердца. И сердце его погубило в самом расцвете – в сорок два года. Устал, надорвался, и не спасли. Для понимания обычного человека сорок два года – это ужасно, ненормально, чудовищно. Но в цирке это случается: такая работа – ей отдаешься полностью, не щадя жил, вен, нервов. Это – творчество на износ.

Они были единым целым, но каждый на свой лад. Геннадий Маковский в своем остроумии «вкусный», «аппетитный», «смачный». Неудивительно, ведь он начинал как артист разговорного жанра. Генрих Ротман – гибкий, стремительный, весь такой пантомимический – ставил себе планки и барьеры, кидался в акробатику и пробовал самые опасные трюки: возьму не возьму. И брал новые высоты. Над ним сначала посмеивались акробаты-профессионалы, потом уже не посмеивались – он ничего не боялся, и у него все получалось, за что его сильно уважали.

На манеж Ротман выходил то с гитарой, то с балалайкой – он ведь еще и музыкальный эксцентрик. Кстати, у него удивительная и редкая манера говорить – словарный запас поистине безграничный и не лишен старомодного лоска и чисто русской экзотики, собираемой еще некогда Владимиром Ивановичем Далем. Откуда? Ведь он же всегда был мим, наш Генрих! А это давнее, врожденное, внутреннее, такое же глубинное, как его корни: Генрих родом из Сибири, а вырос на Волге – в Саратове. Крутой замес для одного человека!

Сейчас слушаешь его и удивляешься – фантазия работает безостановочно, он фонтанирует замыслами. Креатив этого человека, его способность видеть мизансцену всегда требовали для него авторства, режиссуры. Он был готов к этому и умел это делать. Теперь у него есть такая возможность, он ставит в США водные феерии, шоу с морскими сюжетами.

Сейчас, когда Генрих Аронович Ротман уже больше десяти лет не был на родине, в нем по-прежнему светится артистизм и огромный талант. Обаятельный худой брюнет с вострым носом и черными глазами ныне превратился в красивого, спортивного мужчину с благородной сединой и эффектной шкиперской бородкой. У него такая же стремительная походка, как в юности, легкое дыхание, мягкая, лукавая улыбка. Но раскрывается Ротман не сразу. Взгляд его становится пронзителен и цепок, он поначалу внимательно вглядывается в собеседника и доверяется посторонним не сразу, лишь потом начинает рассказывать.

Но с первого мгновения становится заметна одна особенность, которая заложена в нем с детства и никуда пропасть не может. Генрих Ротман принадлежит к особому поколению – 1940-го года. Этот последний предвоенный год дал миру людей, наделенных удивительной природой и редким внутренним миром. От них, родившихся в год дракона, веет спокойствием и самодостаточностью. Они – звезды и всегда живут без оглядки, без надрыва и самокопания. Они выступают гордо и уверенно, как львы. В современном мире это принято называть «харизмой». Генрих Ротман – непотерянный человек непотерянного поколения.

Мы сняли о нем документальный фильм, и… вновь потеряли его в дебрях Цветного бульвара. Временами он появляется то там, то тут, репетирует с Ефимом Шифриным, общается с коллегами. Впрочем, обещал, что непременно расскажет и покажет все, что наш сюжет не последний. А раз обещает, значит – сделает: он человек слова.

«Я честный! – это были его первые слова, когда он приехал. – Видите? Я честный! Только проснулся – сразу позвонил, как и обещал».

Скоро он снова приедет в дом, где прошла его юность – в цирковое училище. Мы очень на это надеемся. Но присвоить его невозможно, он принадлежит всем, и все хотят с ним пообщаться, побыть с ним рядом. Что ж, придется набраться терпения…Мне вдруг показалось, что мы сидим в зале, а Ротман парит где-то под самым куполом, далеко, далеко…

Ау! Генрих! Возвращайтесь! Здесь Вас любят и ждут.

 

Обсудить на форуме


Марианна Сорвина, искусствовед

http://www.kino-teatr.ru/teatr/art/teatr/233/

">

14/03/2007 00:00

Весь мир - ТЕАТР... и ЦИРК. Явление Ротмана

 

 

В  первых числах марта – прямо с весной – в Москве появился Генрих Ротман. Попытки нанести сокрушительный сюрприз некоторым членам эстрадно-цирковой секции Государственного института искусствознания сразу потерпели поражение, поскольку скрыть Ротмана в Москве оказалось совершенно невозможно. На иголку в стоге сена он был решительно не похож.

Первые три дня великий коверный золотой эпохи советского цирка действительно спал и, подобно медведю-шатуну, бродил только по ночам – никак не мог привыкнуть к смене часовых поясов после Америки, где живет уже двенадцать лет. Разбудило его, как это ни удивительно, лунное затмение, приключившееся поздним вечером 3 марта. Затмению, даже невидимому из-за облаков, Ротман обрадовался как ребенок. Вскоре он окончательно проснулся и сразу же, повинуясь непреодолимой силе тяготения, завернул на Цветной бульвар – в родные места, где некогда они выступали вместе с другом и напарником Геннадием Маковским.

И конечно Ротмана сразу же узнали и разоблачили. Уже в следующую неделю его увидела вся страна в замечательное прайм-таймовое время, да еще в воскресенье, да к тому же по первому каналу телевидения. Генрих сидел в жюри феерического шоу «Звезды в цирке» и судил звезд нашего шоу-бизнеса. Звезды не на шутку напугались – в жюри появился строгий профессионал. Ротман оказался суров, но справедлив.

Теперь он окончательно перестал быть иголкой в стоге сена и стал достоянием публичной жизни столицы. По утрам он репетирует в цирке, обживает Цветной бульвар, и наконец он стал настолько заметен, что возникла трезвая мысль: с этим человеком в разведку ходить нельзя – у него весь неприятельский лагерь будет брать автографы.

Эта же трезвая мысль подтвердилась, когда Генрих возник в своей альма-матер – в ГУЦЭИ, которое окончил сорок пять лет назад. Сначала ничто не предвещало разоблачения, наш герой беседовал с нами в тиши методкабинета, рассказывал о жизни в США, вспоминал прошлое. Но стоило ему выйти в коридор, как он тут же оказался узнан учащимися и окружен ими. «Генрих Ротман!» «В России!» «Живая легенда!»

За те четыре часа, в течение которых мы могли лицезреть клоуна с мировым именем, перед нами с фантастической ясностью открывалась панорама советской эпохи, как будто случайно вспыхивали и угасали судьбы артистов. О многих из них сейчас практически ничего неизвестно – жив ли, умер ли, где похоронен. Генрих Ротман, оказалось, там знает больше, чем мы здесь. Он по крупицам собирает историю – историю своих товарищей. Об этом он и рассказывал – о них, забытых, полунищих, канувших в Лету.

С особой грустью вспоминал Генрих своего товарища Маковского. Это был замечательный дуэт, с блеском выступавший в 60-е-70-е годы с комическими сценками, скетчами, концертными номерами. Каждая их миниатюра была отдельным, композиционно целостным спектаклем, острым и остроумным подарком зрителям. «Вода», «Первый приз», «Тунеядцы», «Капризный микрофон» - многие помнят эти замечательные репризы. Ротман, «родившийся в опилках» (его родители – цирковые) часто упоминает о том, что Гена Маковский был самородок, он был остроумнее, талантливее, лучше, он пришел со стороны, из не цирковой семьи, по зову сердца. И сердце его погубило в самом расцвете – в сорок два года. Устал, надорвался, и не спасли. Для понимания обычного человека сорок два года – это ужасно, ненормально, чудовищно. Но в цирке это случается: такая работа – ей отдаешься полностью, не щадя жил, вен, нервов. Это – творчество на износ.

Они были единым целым, но каждый на свой лад. Геннадий Маковский в своем остроумии «вкусный», «аппетитный», «смачный». Неудивительно, ведь он начинал как артист разговорного жанра. Генрих Ротман – гибкий, стремительный, весь такой пантомимический – ставил себе планки и барьеры, кидался в акробатику и пробовал самые опасные трюки: возьму не возьму. И брал новые высоты. Над ним сначала посмеивались акробаты-профессионалы, потом уже не посмеивались – он ничего не боялся, и у него все получалось, за что его сильно уважали.

На манеж Ротман выходил то с гитарой, то с балалайкой – он ведь еще и музыкальный эксцентрик. Кстати, у него удивительная и редкая манера говорить – словарный запас поистине безграничный и не лишен старомодного лоска и чисто русской экзотики, собираемой еще некогда Владимиром Ивановичем Далем. Откуда? Ведь он же всегда был мим, наш Генрих! А это давнее, врожденное, внутреннее, такое же глубинное, как его корни: Генрих родом из Сибири, а вырос на Волге – в Саратове. Крутой замес для одного человека!

Сейчас слушаешь его и удивляешься – фантазия работает безостановочно, он фонтанирует замыслами. Креатив этого человека, его способность видеть мизансцену всегда требовали для него авторства, режиссуры. Он был готов к этому и умел это делать. Теперь у него есть такая возможность, он ставит в США водные феерии, шоу с морскими сюжетами.

Сейчас, когда Генрих Аронович Ротман уже больше десяти лет не был на родине, в нем по-прежнему светится артистизм и огромный талант. Обаятельный худой брюнет с вострым носом и черными глазами ныне превратился в красивого, спортивного мужчину с благородной сединой и эффектной шкиперской бородкой. У него такая же стремительная походка, как в юности, легкое дыхание, мягкая, лукавая улыбка. Но раскрывается Ротман не сразу. Взгляд его становится пронзителен и цепок, он поначалу внимательно вглядывается в собеседника и доверяется посторонним не сразу, лишь потом начинает рассказывать.

Но с первого мгновения становится заметна одна особенность, которая заложена в нем с детства и никуда пропасть не может. Генрих Ротман принадлежит к особому поколению – 1940-го года. Этот последний предвоенный год дал миру людей, наделенных удивительной природой и редким внутренним миром. От них, родившихся в год дракона, веет спокойствием и самодостаточностью. Они – звезды и всегда живут без оглядки, без надрыва и самокопания. Они выступают гордо и уверенно, как львы. В современном мире это принято называть «харизмой». Генрих Ротман – непотерянный человек непотерянного поколения.

Мы сняли о нем документальный фильм, и… вновь потеряли его в дебрях Цветного бульвара. Временами он появляется то там, то тут, репетирует с Ефимом Шифриным, общается с коллегами. Впрочем, обещал, что непременно расскажет и покажет все, что наш сюжет не последний. А раз обещает, значит – сделает: он человек слова.

«Я честный! – это были его первые слова, когда он приехал. – Видите? Я честный! Только проснулся – сразу позвонил, как и обещал».

Скоро он снова приедет в дом, где прошла его юность – в цирковое училище. Мы очень на это надеемся. Но присвоить его невозможно, он принадлежит всем, и все хотят с ним пообщаться, побыть с ним рядом. Что ж, придется набраться терпения…Мне вдруг показалось, что мы сидим в зале, а Ротман парит где-то под самым куполом, далеко, далеко…

Ау! Генрих! Возвращайтесь! Здесь Вас любят и ждут.

 

Обсудить на форуме


Марианна Сорвина, искусствовед

http://www.kino-teatr.ru/teatr/art/teatr/233/

"> Подробнее >>>


"Человек-оркестр", "Музыкальный тандем", "Использование бытовых предметов как музыкальных", "Соединение игры на музыкальных инструментах с трюками цирковых жанров" - эти и другие темы подсказаны примерами, взятыми из репертуара известных клоунов:

"Меня приводила в восхищение "универсальная" игра уличных музыкантов, которые одновременно одной рукой вертели ручку шарманки, другой били в барабан, ногой дергали за веревочку, привязанную к медным тарелкам, и трясли головой с надетыми на нее колокольчиками".
"Музыкальные клоуны Алекс и Шантрель. Алекс играл на миниатюрной гармонике, величиной со спичечную коробку. Он вынимал этот замечательный музыкальный инструмент из жилетного кармана. Шантрель аккомпанировал ему на гитаре. Затем оба играли двумя смычками на одной скрипке. Потом артисты надевали на головы, руки и ноги бубенчики и исполняли на этих своеобразных инструментах русские народные песни".

Далее

">

13/03/2007 00:00

Музыкальная эксцентрика. Пособие по мастерству актера клоуна. Чернов Е. П.

"Человек-оркестр", "Музыкальный тандем", "Использование бытовых предметов как музыкальных", "Соединение игры на музыкальных инструментах с трюками цирковых жанров" - эти и другие темы подсказаны примерами, взятыми из репертуара известных клоунов:

"Меня приводила в восхищение "универсальная" игра уличных музыкантов, которые одновременно одной рукой вертели ручку шарманки, другой били в барабан, ногой дергали за веревочку, привязанную к медным тарелкам, и трясли головой с надетыми на нее колокольчиками".
"Музыкальные клоуны Алекс и Шантрель. Алекс играл на миниатюрной гармонике, величиной со спичечную коробку. Он вынимал этот замечательный музыкальный инструмент из жилетного кармана. Шантрель аккомпанировал ему на гитаре. Затем оба играли двумя смычками на одной скрипке. Потом артисты надевали на головы, руки и ноги бубенчики и исполняли на этих своеобразных инструментах русские народные песни".

Далее

"> Подробнее >>>



Неизвестный Клоун.

РОЖДЕНИЕ КЛОУНА

Театральная богема без почтения и без зависти взирала на рождение этого хулигана. А он - молодой, задорный, насмешливый, парадоксальный - платил ей тем же. Живой, здоровый, непосредственный он шумно и бесцеремонно утверждал себя на задворках официальных искусств, там, где бурлила настоящая, не выхолощенная жизнь. Ему, бесспорно, нравилось это непрерывное кипение жизни. Она сопровождала его раскатистым смехом. Такого звонкого хохота, такого шумного веселья, такой живой, сочной "простонародной" речи еще не знали.

(Следует отметить, что вплоть до наших дней клоун представляет собой своеобразный театральный феномен.) Он держался с непринужденностью, самонадеянностью и даже с нарочитой развязностью. Он говорил - о чем хотел и как хотел. Суждения его были более честны и правдивы, чем принято традициями, потому во многом он представлялся ограниченным и односторонним. Суждения выглядели смехотворными в своей наивности, а его оценки нередко вызывали чувство внутреннего протеста. Одновременно же было чрезвычайно трудно противиться обаянию этой насмешливой, задорной натуры. Он высвобождал скрытую энергию жизни, обнаруживая ее везде, практически во всех неодушевленных предметах.

А что еще было делать, если мирный клоун и по сей день живет в молчаливом (это заговор молчания!), почти всегда по отношению к нему враждебном окружении различных бытовых предметов? Борьба с ними (ожесточенная с попеременным успехом) долгое время составляла основное содержание его жизни. До тех пор, пока у него не появился партнер... (Но об этом позже.) А пока клоун воюет с предметами, вселяя в них души... Суматошный, деятельный, суетливый, шумный, бесцеремонный, клоун бушует, находя характеры людей в вещах. Конфликтуя с ними, он превращает мир в веселый ералаш.

И во всех баталиях, конфликтах - шутливых и гротескных, он был реалистом, первым настоящим реалистом в мире. Хотя иногда казалось, что реальность отступала перед яркой выдумкой и иронией, что клоун ничуть не заботится о правдивости создаваемых им картин. Но в конечном-то счете эти картины оказывались куда правдивее, чем жизнь в ее обыденном облике. Скольких людей заставил он смеяться до слез, но все это для него оставалось лишь техникой, а не сутью творчества. Он еще не задумывался о сути...

Далее ">

05/03/2007 00:00

Философия клоунады. Разминка к учебнику клоунады. Трактат Александра Грога


Неизвестный Клоун.

РОЖДЕНИЕ КЛОУНА

Театральная богема без почтения и без зависти взирала на рождение этого хулигана. А он - молодой, задорный, насмешливый, парадоксальный - платил ей тем же. Живой, здоровый, непосредственный он шумно и бесцеремонно утверждал себя на задворках официальных искусств, там, где бурлила настоящая, не выхолощенная жизнь. Ему, бесспорно, нравилось это непрерывное кипение жизни. Она сопровождала его раскатистым смехом. Такого звонкого хохота, такого шумного веселья, такой живой, сочной "простонародной" речи еще не знали.

(Следует отметить, что вплоть до наших дней клоун представляет собой своеобразный театральный феномен.) Он держался с непринужденностью, самонадеянностью и даже с нарочитой развязностью. Он говорил - о чем хотел и как хотел. Суждения его были более честны и правдивы, чем принято традициями, потому во многом он представлялся ограниченным и односторонним. Суждения выглядели смехотворными в своей наивности, а его оценки нередко вызывали чувство внутреннего протеста. Одновременно же было чрезвычайно трудно противиться обаянию этой насмешливой, задорной натуры. Он высвобождал скрытую энергию жизни, обнаруживая ее везде, практически во всех неодушевленных предметах.

А что еще было делать, если мирный клоун и по сей день живет в молчаливом (это заговор молчания!), почти всегда по отношению к нему враждебном окружении различных бытовых предметов? Борьба с ними (ожесточенная с попеременным успехом) долгое время составляла основное содержание его жизни. До тех пор, пока у него не появился партнер... (Но об этом позже.) А пока клоун воюет с предметами, вселяя в них души... Суматошный, деятельный, суетливый, шумный, бесцеремонный, клоун бушует, находя характеры людей в вещах. Конфликтуя с ними, он превращает мир в веселый ералаш.

И во всех баталиях, конфликтах - шутливых и гротескных, он был реалистом, первым настоящим реалистом в мире. Хотя иногда казалось, что реальность отступала перед яркой выдумкой и иронией, что клоун ничуть не заботится о правдивости создаваемых им картин. Но в конечном-то счете эти картины оказывались куда правдивее, чем жизнь в ее обыденном облике. Скольких людей заставил он смеяться до слез, но все это для него оставалось лишь техникой, а не сутью творчества. Он еще не задумывался о сути...

Далее "> Подробнее >>>


Обсудить на форуме ">

03/03/2007 00:00

Большой московский цирк представляет спектакль « МОЙ МИР- МАНЕЖ» Премьера – 3 марта!

Обсудить на форуме "> Подробнее >>>


< предыдущая   следующая >
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования