…Щедр октябрь на скандалы! Еще не успела окончательно “опозорить Россию” Третьяковка, как страшная весть пришла с берегов, пардон, обочин проспекта Вернадского: знаменитому цирку грозит уничтожение (таковы, по крайней мере, мрачные прогнозы всей цирковой общественности). А дело “всего лишь” в том, что цирк теряет статус государственного, подпадая под правительственный план приватизации 2008—2010 гг. Попытаемся разобраться.
До последнего времени Цирк на Вернадского (основанный в 1971 году) являлся федеральным государственным унитарным предприятием, подчиненным Роскультуре (глава — Швыдкой). С апреля этого года началась кампания постепенной ликвидации всех ГУПов, которые, сменив форму собственности, становятся акционерными обществами. Вот для цирка выбрали АО. Директор цирка Леонид Костюк:
— Механизм был запущен обманным путем в мое отсутствие еще в апреле; решение о приватизации было принято правительством Фрадкова. Мы ему писали, что этого делать ни в коем случае нельзя, но ответа так и не последовало. Теперь будем писать новому премьеру…
— Сколько у вас есть времени побороться за себя?
— Увы, немного — до начала 2008 года.
Что же смущает директора в новой форме собственности? Ведь еще вчера Михаил Швыдкой сказал на пресс-конференции: “Никакой угрозы того, что после приватизации цирк попадет в частные руки, не существует!” И добавил, что все ФГУПы прекратят свое существование, поэтому они и сочли целесообразным предложить цирку принять форму АО со стопроцентным госкапиталом, где решение о продаже акций принимает только правительство. Леонид Костюк буквально кричит нам в трубку:
— Мы ему не аптека, мы культурой занимаемся! Да, выполняем госзаказ, и — без пошлости, насилия, пения с фонограммой и прочей жути. А они нас замучили проверками! Хотят нас “подрядить” в убыточные, а мы-то как раз самое преуспевающее, рентабельное предприятие, у нас доход 25 млн. рублей в год, 8 млн. мы отдаем государству! Где еще вы такой цирк видели? Так нет, они (Роскультура и Росимущество) говорят: мы освобождаем вас от бюрократических забот, всё, мол, только для творчества… А какое тут будет творчество, если нам навяжут совет директоров и попечительский совет?
Костюк вовсе не уверен, что все 100% акций останутся за государством: “Первые два года — да, а потом они себе оставят “золотую акцию” в 51%, а остальные 49% уйдут в частные руки, а частникам на цирк наплевать. Да и здание это вместе с землей у многих нездоровый зуд вызывает”.
Так и знала, что из интервью ничего не выйдет. Не только потому, что я не мастер в этом труднейшем журналистском жанре, но потому, что неловко как-то задавать стандартные вопросы актеру-мастеру, объехавшему полмира, и ждать ответов, что заготавливают поднатаревшие на общении с газетчиками тщеславные актеры, к коим Павленко отношения не имеет ни малейшего, хотя он и знаменитость.
Народный артист России, лауреат Государственной премии России, обладатель «Золотого клоуна» – своеобразного циркового Оскара.
Николай Карпович оказался очень обаятельным, тактичным, интеллигентным человеком, ничем не похожим на стандартный портрет силача – укротителя хищных зверей. Интервью не вышло, но состоялся интересный разговор о животных, о цирке, о старых мастерах манежа... В гостях у Николая Павленко, или Несостоявшееся интервью.
В гостях у Николая Павленко, или Несостоявшееся интервью
Так и знала, что из интервью ничего не выйдет. Не только потому, что я не мастер в этом труднейшем журналистском жанре, но потому, что неловко как-то задавать стандартные вопросы актеру-мастеру, объехавшему полмира, и ждать ответов, что заготавливают поднатаревшие на общении с газетчиками тщеславные актеры, к коим Павленко отношения не имеет ни малейшего, хотя он и знаменитость.
Народный артист России, лауреат Государственной премии России, обладатель «Золотого клоуна» – своеобразного циркового Оскара.
Николай Карпович оказался очень обаятельным, тактичным, интеллигентным человеком, ничем не похожим на стандартный портрет силача – укротителя хищных зверей. Интервью не вышло, но состоялся интересный разговор о животных, о цирке, о старых мастерах манежа... В гостях у Николая Павленко, или Несостоявшееся интервью.
Призы участникам фестиваля вручили:
А. Гримайло "Акробатическая четвёрка" группа "Куклы", школа акробатики Ирины Жердиной, цирк "Кобзов" (Украина)
Цирк Кобзов -- Акробатич. группе метеоры. Китай.
Л. Костюк --- Клоун "Хош-ма-хоуш", в девичестве Семён Шустер (Гемания),
Компания Жар птица ---- Моноциклисту Альфредо Мунос, Аргенитина.
Цирк Ринглинг Барнум --- Яне Шаниковой.
Цирк завтрашнего дня. вручил конкракт Эвилибристам из Китая.
Представитель Будапештского цирка - Алексею Голобородько, каучук.
Цирк завтрашнего дня приглашение на фестиваль "Трапеция", Екатерина Рубцова (БМЦ)
Цирк Никулина - Акробатам "Акореакро" (Франция)
Урс Пилс Монте-Карло - за возрождение конного жанра Яне Шаниковой.
1 канал - Е. Пертову колесо смерти.
РЖД - Обезьянки цирковая студия Надежда. г. Ижевск.
Сбербанк - 100 тыс. руб. и пластиковая карта Руководителю молодежного цирка "Супер Скок".
Специальный приз цирка Никулина -Алексею Голобородько.Каучук.
От циркового училища В. Савина- Жонглеру из мексики.
Дипломатами фестиваля стали
клоуны - Стакриков, Котов.
А. Колобородько. каучук.
Яна Шаникова.
Е. Петров
Лауреатами фестиваля стали
Силовая пара Ю.Тюкин Г. Алфеев.
Акробатическая труппа Метеоры Китай.
Русская палка. Молодежный цирк "Супер Скок".
А в нашем городе есть памятник клоуну. Наверное единственный в мире - клоунам не ставят памятники. Стоит он на земле без пьедестала у входа в Цирк. И роста он не гигантского. Мимо него публика идет в Цирк и памятник можно потрогать рукой. К нему прикасаются тысячи рук. И потому памятник блестит.
...Была оттепель шестидесятых. Этот удивительный феномен политической природы коснулся и цирка. Появился армянский цирк. Есть цирк китайский, есть цирк американский. Появился цирк армянский. Это было удивительно. Тем более, что десятилетие до этого был ликвидирован армянский джаз, а армянское кино было в глубоком простое. Хотя и то, и другое - кино и джаз - искусства народные. Этой оттепели шестидесятых - об этом поистине феномене столько потом написано и сказано - мы не находим объяснений. Почему она наступила? Кто разрешил? - ибо в те годы все могло происходить лишь с высочайшего соизволения, даже явления природы. С какой целью? Достигнута ли эта цель? И почему подобные явления не возникали более, даже при более благоприятной политической погоде? Тем не менее она была, эта оттепель в искусстве, в науке, в нашем сознании. Мы, люди того поколения, помним о ней всю последующую жизнь. Вы помните - вечера поэзии в Политехническом, ''9 дней одного года'', ''Июльский дождь'', наконец ''Здравствуй, это я!''...
Вальтер Запашный принадлежал к знаменитой цирковой династии. Впервые он вышел на манеж в 5 лет. Вместе со своими братьями он выступал как акробат-вольтижер. В зените славы Вальтер Запашный решил изменить свою карьеру и стать укротителем хищников. Вальтер Запашный ушел на пенсию только после 70-летнего юбилея, передав свой аттракцион сыновьям. Эдгар и Аскольд Запашные продолжают дело отца. В 2002 году вышла в свет книга Вальтера Запашного «Риск, борьба, любовь».
В Московском цирке Никулина на Цветном бульваре в рамках официальных мероприятий празднования дня города Москвы пройдет Шестой Московский Международный Молодежный Фестиваль-конкурс циркового искусства.
Фестиваль имеет статус международного и одобрен ведущими цирковыми деятелями мира. В 2007 году в Фестивале примут участие артисты из Франции, Германии, Китая, Монголии, Канады, Мексики, Швейцарии, Израиля, Аргентины.
Каждый год в адрес оргкомитета поступает более 500 заявок для участия в Фестивале.Отборочная комиссия выбирает лучшие номера молодых исполнителей и выпускает их в свет на манеже Московского цирка Никулина на Цветном бульваре.
Фестиваль конкурс проводится в целях выявления творческого потенциала молодежи и направлен на пропаганду и развитие циркового искусства. Идея проекта соответствует, объявленному ООН и ЮНЕСКО Международному десятилетию культуры мира и не насилия в интересах детей планеты (2001-2010) и проходит под потранажем ЮНЕСКО, Федерального Агентства по культуре и кинематографии РФ, Правительства Москвы.
На Фестиваль съезжаются ведущие мировые деятели циркового искусства, деловая и политическая элита России.
На уходящей неделе страна отметила печальную дату — 10 лет как не стало Юрия Владимировича Никулина. Природа совместила в нем редкие и, казалось бы, взаимоисключающие таланты — Никулин был великим клоуном и глубочайшим драматическим артистом. О лицедеях масштаба Никулина — а их в истории единицы — не говорят «популярный». Он был и остается народным. Любимым. Родным. Сегодня мы предлагаем вам блиц-интервью, которое в марте 1992-го в цирке на Цветном бульваре взял у Юрия Никулина журналист Валерий Перевозчиков. Публикуется впервые.
вопрос: Есть ли у вас любимое изречение, афоризм?
ответ: У меня несколько таких афоризмов, которые я заимствовал у Станислава Ежи Леца. «В действительности все выглядит совершенно иначе, чем на самом деле». Или такой: «Жизнь отнимает у человека слишком много времени».