Черты, рождённые временем - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Черты, рождённые временем

Прозвенел третий звонок. Притушен свет. Поднял палочку дирижер. Взволнованно затих амфитеатр.
Цирк начал представление. Гимнасты, клоуны, жонглеры и акробаты — артисты молодежного Циркового коллектива — демонстрировали зрителям свое искусство. И хотя коллектив создан менее года назад, его отличает сплоченность, взаимная требовательность, стремление к совершенствованию своего мастерства.
Эта дружная семья молодых романтиков не мыслит себя вне любимого искусства. В ее жизни много интересного, новых черт, рожденных современностью. Позвольте рассказать вам о некоторых из них, показав артистов в повседневном труде, во время репетиций, в часы, свободные от работы.
Кончилось представление. Опустел цирк. И кажется, что праздничность ушла вместе с последним зрителем — вон тем, что вернулся за оброненной перчаткой. Но так ли это?  Посмотрите...
Места зрителей заняли, перешагнув через барьер, молодые артисты. Они подводят результаты, прошедшего представления. А на манеже начинается ночная репетиция. Трюки и комбинации творчески разбираются, и нередко перед барьером разгораются жаркие споры.
Зоя Захарова, Лидия Шабанова, Светлана Тищенко и Женя Лабецкая репетируют групповой воздушный номер. Их гимнастическое трио обещает быть интересным. Но вы, конечно, обратили внимание на то, что номер в составе четырех человек назван мною гимнастическим трио? Это не ошибка. Выступать будут три гимнастки, но коллектив готовит четырех исполнительниц, чтобы в случае болезни одной из них номер остался в программе. Готовится «запас прочности».
Еще пример. Из номера эквилибристов на шестах ушел в армию артист Газаров. Осталось два партнера, сократился трюковой репертуар. Это плохо, с этим нельзя мириться, и комсомольцы (а их в коллективе тридцать восемь) решают: надо помочь руководителю номера Леониду Костюку. И Олег Шабанов, выступающий в паре с другим партнером, не прекращая основной работы, репетирует ночами и включается в новый по жанру номер.
Товарищеская помощь, своевременная замена выбывшего исполнителя являются не только выражением новых качеств, обретаемых в коллективе, но и служат предпосылкой для выработки универсализма, крайне необходимого для артиста цирка.
Чувство ответственности за общее дело проявляется в коллективе в самых различных и подчас неожиданных формах. Артисты, если этого требуют обстоятельства, работают униформистами, пассируют на манеже друг друга и выполняют обязанности ассистентов, отказавшись от положенного за это денежного вознаграждения. Старую традицию дореволюционного цирка (раньше артисты были обязаны выполнять указанные функции в интересах хозяина) молодежь восприняла в ином, прекрасном преломлении: один действует за всех и все за одного.
Чувство ответственности за общее дело обнаруживается и в том, что вся труппа с волнением следит из-за кулис, как Оля Свирина в первый раз выполняет в полете новый трюк — переднее сальто-мортале с упора, и тогда, когда Галя Тарбеева, Игорь Колпенский, Людмила Канагина и многие другие артисты берут поводки у джигитов и водят лошадей по конюшне, давая им остыть после работы. Их никто не обязывает так поступать. И все же они водят лошадей, выполняют все требуемое, вплоть до уборки.
Следы нового видны и в самых, казалось бы, повседневных и привычных явлениях. Коллектив выпускает стенную газету. Это не новость, скажете вы. Верно — не новость. А вот отношение к тому, что написано, принципиально новое. Коллектив требует обязательного выполнения совета, данного газетой, ее пожеланий. Требует и добивается со всей страстностью молодости.
Комсомольцы оформили стенд «Прочти — интересно». Каждый считает для себя честью, если принесенная им вырезка из газеты или журнала, фотография или рисунок будут помещены на этой доске.
Многие из молодых артистов учатся. Юрий Канагин, студент ГИТИСа, готовит Людмилу Канагину к сдаче экзаменов   в   институт.
Как радостно видеть, что наша молодежь растет достойной сменой уходящим мастерам цирка! И не случайно в Ижевске, когда кем-то из «теоретиков» было высказано предположение, что в коммунистическом обществе цирк перестанет существовать, ибо его артисты, дескать, рискуют за деньги, молодежь, именно молодежь, работавшая в этом цирке, ринулась в атаку за честь своего искусства. Комсомольцы, бывшие на гастролях в Ижевске, со знанием дела приводили в спорах с оппонентом эстетические положения, подтверждающие, что риск — это не главное на арене, что цирк, как и другие виды искусства, имеет свои большие задачи в правдивом и высокохудожественном отображении действительности.
Радуясь за этих артистов, не могу вместе с тем умолчать о двух из них, которым надо как-то помочь избавиться от ошибочного взгляда на учебу. Неплохие артисты, носители старинных цирковых фамилий, они ясно понимают свою роль в цирке. Но когда речь заходит об учебе, становятся просто неузнаваемы. Начинают утверждать, что у артиста цирка нет времени для учебы. Неужели это так, дорогие товарищи?
Хочется посоветовать моим молодым друзьям — они знают, о ком идет речь — пересмотреть свое отношение к этому.
Однако позвольте вернуться к молодежному коллективу. Расскажу об одном, прошедшем в декабре 1961 года, открытом комсомольском собрании, на котором мне довелось побывать.
Оно началось сразу же после вечернего представления в Ивановском цирке. В помещении красного уголка собрался весь коллектив. Пришли коммунисты, старшие товарищи. Народу собралось много. На повестке собрания был один вопрос: «О работе и поведении секретаря комсомольского бюро». Секретарь сидел в отдалении от стола президиума и, зябко поводя плечами, прижимался к калориферу отопления, хотя в помещении было жарко.
Собрание началось просто. Ребята сказали, что так дальше продолжаться не может, и посоветовали секретарю перейти в рядовые. Ораторы так и говорили: «Иди к нам, секретарь, а то потеряешь притяжение, оторвешься от нас. Приходи, и мы поможем тебе стать на ноги».
Я смотрел на секретаря и, видя его бледное лицо, думал: «Как хорошо, что этот молодой и, следует сказать, неплохой юноша находится в коллективе. Ребята уберегут его от новых ошибок, помогут в беде и бережно, но властно поставят на правильный путь».
Три часа шло собрание. Три часа борьбы за комсомольца, чуть было не забывшего о своих товарищах. Особого криминала в его поступках не было. Просто, почувствовав власть, он стал ею пользоваться не всегда оправданно. Ему указали на это друзья. Он отмахнулся. И вот собрание решает вывести его из состава комсомольского бюро. Принимая это решение, комсомольцы разъясняли своему товарищу: «Пойми, это мы за тебя голосуем».
А после собрания они шли по улицам отдыхавшего города. Юность праздновала еще одну победу.

                                                                                                   *    *    *

Мы знаем, что шаг ее тверд и уверен. XIV съезд комсомола прочертил путь, по которому молодежь пойдет дальше, — к заветной цели.
Давайте присядем перед дорогой. Помолчим... Ну, вот и все.
Позвольте пожелать вам, юные друзья, успеха в пути.
До встречи!
К. БОБОК

Журнал ”Советский цирк” апрель 1962г

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования