Дорога к зрителю
Мне, как одному из композиторов, увлеченно работающих в области эстрадного жанра, хочется высказать некоторые свои суждения о нынешнем состоянии эстрадной музыки и дальнейших задачах ее развития.
Общеизвестно, что советская эстрадная музыка получает самое широкое распространение в культурной жизни нашей страны. Она звучит со сцен профессиональных и народных театров, живет в городе и селе, проникает далеко за пределы нашей Родины. Как велика должна быть ответственность всех, работающих в этом жанре, ведь аудитория эстрады — весь земной шар! Многотысячные массы любителей эстрадной музыки являются не только слушателями, но и исполнителями советской песни и легкой инструментальной музыки. Вот почему советская эстрадная музыка, сопровождающая быт нашего современника, должна быть прекрасной, содержательной, достойной духовных богатств советского человека. Народность, одухотворенность, оптимизм мироощущения, глубокая идейность, демократизм, сердечность, высокое мастерство исполнения должны лечь в основу эстрадной музыки, этой самой массовой, самой популярной разновидности музыкального творчества,
Мы — советские композиторы несем большую ответственность за дальнейшую судьбу эстрадного музыкального искусства. Ведь ни блестящие достоинства оркестра, ни талант певца не восполнят идейно-художественных недостатков неудачной песни или маловыразительной оркестровой пьесы. Мастерство советских композиторов должно быть согрето огнем страстной идейной убежденности, направлено к ясной благородной цели — воспитанию гармонически развитого человека коммунистического общества. Сейчас в годы великих свершений народ нуждается в боевом революционном искусстве, в искусстве большой правды и красоты, а не в салонных, интимных пошленьких произведениях, рассчитанных на обывательский вкус. В современных песнях должна звучать гражданственность, пафос созидания, искренность, бодрость, мужество, благородство; в них не должно быть сентиментальной расплывчатости, надрыва, чувства безысходности и индивидуализма.
Такие патриотические песни, как «Родина» С. Туликова, «Комсомольцы двадцатого года» О. Фельцмана, «Пусть всегда будет солнце» А. Островского, «Хотят ли русские войны?» Э. Колмановского, могут служить образцами песен сегодняшних дней. Есть хорошие песни и лирического плана: «Течет Волга» М. Фрадкина, «Девчонки танцуют на палубе» А. Пахмутовой, «Хороши вечера на Оби» Фаттаха. И все-таки хороших песен мало, Высоким и требовательным стал вкус советского человека, так как «...Советское общество стало самым образованным обществом на земле...» (из доклада Л. Ф. Ильичева на июньском Пленуме ЦК КПСС). Об этом всегда надо помнить, и нам, композиторам, в первую очередь. Хорошие, искренние песни рождаются тогда, когда композитор и поэт проникают в самую гущу народной жизни, глубоко изучают эту жизнь. Поэтому они не могут не говорить о ней. Когда звуки и слова, сливаясь в яркую солнечную музыку, живописуют большую человеческую правду, тогда песни живут долго; их не забывают, о них говорят как о добрых друзьях.
Песня «Девчонки танцуют на палубе» родилась на палубе, где действительно танцевали задорные девчонки. Как будто бы простая история: широкая река Ангара, музыка и девчонки, не могущие не танцевать, потому что им весело, хорошо, потому что пароход плывет «навстречу утренней заре». Но в этой простой истории заложена правда жизни, которую увидели А. Пахмутова и поэты Гребенников и Добронравов. Девчонки могут, должны веселиться, потому что будущее их чисто и радостно. На мою долю выпала большая честь быть участником встречи руководителей Коммунистической партии и правительства с творческой интеллигенцией страны. Никогда не забуду добрые, дружеские слова Никиты Сергеевича Хрущева, который назвал деятелей советской культуры кузнецами по перековке психологии людей; «Вы владеете сильным оружием, — сказал он, — и это ваше оружие всегда должно действовать в интересах народа». В словах Никиты Сергеевича звучала вера нашей партии в творческие силы деятелей советской культуры. И оправдать это доверие Партии и Правительства — высокая честь для всех советских композиторов.
Жизнь и популярность художественного произведения во многом зависят от его исполнения. Сумеет артист передать замысел автора, обогатив произведение своим мастерством — оно найдет отклик в сердцах людей; отнесется к нему небрежно, нечутко — оно не найдет дороги к слушателю. Поэтому преемственность музыкального произведения от композитора к исполнителю — весьма важный компонент в создании стойкого высокохудожественного репертуара. Я представляю себе артиста советской эстрады гражданином, трибуном, музыкальным воспитателем масс; он призван утверждать высокие идеалы нашей жизни, нашего радостного труда. Большое счастье для советского артиста быть певцом прекрасного коммунистического завтра. Признавая бесспорные достижения в области эстрадной музыки, хочется предостеречь некоторых молодых исполнителей от тлетворного влияния «западничества». В последнее время на нашей эстраде происходят процессы, которые не могут не волновать. Как известно, нашу страну посещают многочисленные представители буржуазной эстрады. Несомненно, немало интересного можно было увидеть в их выступлениях. Однако многое из того, что выносили они на советскую эстраду, развращало музыкальный вкус наших зрителей, проникало в малоустойчивую среду некоторых артистов.
Одна мать жаловалась мне, что ее маленькая дочь, которая любит петь советские песни, стала как-то непонятно, с подвыванием оканчивать слова. На вопрос матери: «Почему ты так странно стала петь?» дочь ответила: «Мама, ведь артистка по телевидению тоже так пела». Маленькая девочка подражает певице, «усваивает» ее манеру исполнения. Маленькой девочке это простительно: она ребенок и внешний эффект для нее пока единственный ключ к пониманию той или иной песни. Но может ли себе позволить это зрелый, популярный актер, несущий большую ответственность перед зрителем? С грустью убеждаешься, что может. Мода! Ох, какое это тяжелое слово. Мне всегда казалось, что всякая мода должна украшать, а не обезображивать жизнь людей. Разве красиво, когда человек с тучной фигурой насильно натягивает на себя узкие брючки лишь потому, что они считаются модными? Помнится, в мои юные годы короткие и узкие юбочки мы называли «актитрамвайными!» И это не преувеличение: многие модницы предпочитали далекие путешествия пешком более удобному способу передвижения. Не сковывает ли некоторых актеров узкая, куцая, мелкая, а нередко просто смешная, но... модная (!) манера исполнения эстрадных песен? Не лучше ли заменить ее другой: искренней, сердечно-простой, национально-самобытной?
Чрезвычайно обедняет творческое лицо певцов широко распространившаяся сейчас на эстраде модная манера так называемого «микрофонного» пения. Подобный стиль и продиктованный им репертуар противоречат традициям бодрой, жизнеутверждающей советской песни, сковывают творчество актера. Вот и исчезают с эстрады певицы и певцы с индивидуальной манерой исполнения, несущие свою трактовку, свое «я» в искусстве. Слушая иных эстрадных певиц по радио и случайно не расслышав их фамилий, порой мучительно гадаешь: а кто это? Один и тот же репертуар, одни и те же интонации, единая (часто неверная) трактовка, словом, скучно, однообразно и серо. Молодые любители музыки часто спрашивают меня — как я отношусь к эстрадным оркестрам? Я неизменно отвечаю: если эстрадный оркестр отлично играет хорошую музыку, я всегда его с удовольствием слушаю, но если несколько молодых людей, плохо владеющих инструментом, неумелой импровизацией подменяют подлинное профессиональное мастерство, мне хочется дать только один совет — учиться музыке, упорно и последовательно.
Мне хочется посоветовать этим молодым музыкантам относиться к требовательному, умному и чуткому советскому зрителю с большим уважением и помнить, что советский зритель, как ни один другой зритель мира, разбирается в достоинствах художественного произведения. Эпоха развернутого строительства коммунизма открывает перед нашими деятелями искусства поистине безграничные перспективы. Воплощение в художественных образах вдохновенного труда советского человека, человека — созидателя, борца за коммунизм, раскрытие в произведениях искусства передовых идей современности — вот животрепещущие творческие задачи наших дней, поставленные июньским Пленумом ЦК КПСС перед деятелями литературы и искусства Советской страны.
Вано МУРАДЕЛИ, народный артист РСФСР, лауреат Государственных премий
Обложки. Журнал Советский цирк. Июнь 1964 г.
оставить комментарий