История журнала «Советский цирк»
Бежит время! Давно ли, кажется, мы, члены редколлегии нового журнала «Советский цирк», собрались впервые, и выдающийся теоретик, историк и практик циркового искусства, основоположник новых направлений в искусствознании — цирководения и эстрадоведения, главный редактор журнала Евгений Михайлович Кузнецов — с пристрастием допрашивал о материалах первого номера.
В трех постоянно повторяемых им словах: «Вы так думаете?» — звучали в зависимости от выступления и согласие, и ирония, и поддержка, и решительное возражение.
Было это в сентябре 1957 года. С тех лор много воды утекло, и вот уже журнал отмечает слое двадцатилетие.
С июля 1963 года он стал называться «Советская эстрада и цирк». Соединение цирка и эстрады а одном журнале кажется закономерным — всегда эти искусства тяготели друг к другу, шли рядом, начиная от давних времен народных гуляний и балаганов. И всегда эти искусства оказывали друг на друга положительное влияние.
Не мое дело оценивать двадцатилетнюю работу журнала, тем более что я единственный член редколлегии, все двадцать лет в чей состоящий. Хочу же я рассказать о специальных периодических изданиях, нашему журналу предшествующих. Может быть, больше повода к тому не будет.
В дореволюционные годы выходило несколько журналов и газет, специально посвященных театрам-варьете (то есть эстраде) и циркам. Дело в том, что в условиях буржуазной действительности, особенно в начале XX века, все большее распространение получали рестораны с эстрадной программой. И если прежде в этих программах главное место занимали хоры, то теперь программы составлялись из отдельных номеров, среди которых доминировали эстрадные певицы (шансонетки), но значительное место занимали также куплетисты, танцоры, конферансье, нередко выступали и фокусники, чревовещатели, трансформаторы, акробаты, жонглеры, представители других жанров. Даже такие известные музыкальные клоуны, как Бим-Бом, время от времени появлялись на ресторанных подмостках.
Владельцы ресторанов по большей части совсем не разбирались в вопросах искусства, не могли составить программ, и тут им на помощь приходили специальные люди, называющие себя артистическими агентами.
Примерно в то же время, в конце XIX и начале XX века, распадаются постоянные цирковые труппы. Теперь на аренах, возглавляемых директорами-дельцами, все чаще выступали артисты, приглашенные именно на эту программу и спешившие сразу после ее окончания в другой цирк. При таких условиях и цирки зачастую нуждались в опытных агентах, могущих порекомендовать хороший номер, а то и составить целую программу. Делали это агенты, конечно, не безвозмездно, а получая отчисление от гонорара артиста, которого они рекомендовали, а иногда и от театров-варьете и цирков, куда они артистов устраивали.
Среди таких агентств крупнейшим было «Первое театральное агентство для России и заграницы», созданное Е. Рассохиной в 1892 году. Существовало оно до 1917 года. Это агентство главным образом работало в сфере драматических театров, но не чуждалось и эстрады. В Театральном музее имени А. Бахрушине хранится архив этого агентства и в нем большее количество эстрадных материалов.
Некоторые агентства начинают в рекламных целях издавать журналы и газеты. Здесь печатались объявлении, касающиеся тех или иных номеров, давались портреты артистов (опять-таки в рекламных целях), иногда перечислялся репертуар, назывались рекордные трюки.
Порой в журналах появлялись письма артистов, в которых они рассказывали о гастролях в том или ином городе, хвалили или бранили предпринимателя. И это было естественно. В условиях постоянных переездов, разобщенности, жестокой эксплуатации, необеспеченной старости деятели цирка и эстрады стремились хотя бы через журнал поговорить о волнующих их проблемах. Другое дело, что почти всегда эти разговоры пелись с филантропических позиций: было бы хорошо, если бы хозяин пожалел труженика. А если какой-нибудь директор выплачивал деньги за время болезни артиста, это рассматривалось почти как сверхъестественное благодеяние. Довольно часто факты, приводимые в таких письмах, бывали просто вопиющими.
Например, цирк Фернандо и Веселого переезжает из одной станицы в другую. До железнодорожной станции 60 верст. Артистам предложили либо ехать верхом, но без седел, либо идти пешком. «И пошли мы, как богомольцы, пешком по грязи, в холод. По прибытии в Армавир нам заявили, что нужно ждать поезда-дешевку, то есть четвертого класса, а кто не желает, может опять пойти пешком, благо до Кавказской недалеко, всего 70 верст»,— пишет артист Н. Федоренко в своем письме («Театр и варьете», 1908).
Некая Екатерина Истомина-Каранович обратилась в редакцию журнала с вопросом: «Куда же деваются старые цирковые артисты?» И ей ответили: «Ходить по дворам с собаками — вот участь старых артистов»... Артистка шестидесяти лет «шьет мешки по 10 копеек в день, чтобы не умереть с голода» («Спутник артиста», 1911).
В таких журналах, правда очень робко, ставились вопросы о создании профессиональных союзов артистов, могущих защищать их интересы. Характерно, что подобные журналы не были рассчитаны на широкую публику, а лишь на узкую профессиональную среду артистов и антрепренеров.
Первым по времени был журнал «Артистическое иллюстрированное обозрение кафе-концертов, варьете и цирков» (редактор-издатель Е. Метакса. Спб. 1898—1899). Наибольшую популярность приобрели «Дивертисмент» (редактор-издатель Н. Кубчишим, с 1908 г. — Б. Бродский, Одесса, 1908—1918), «Орган» (редактор-издатель Р. Витолло. Варшава, 1905—1915), «Артистический мир» (редактор-издатель А. Сорполлети, М. 1912—1918) и некоторые другие.
Своеобразен был журнал «Геркулес», руководимый известным организатором чемпионатов борцов и арбитром И. Лебедевым (дядей Ваней). Он почти весь посвящался профессиональной борьбе, приводил многочисленные сведения о профессиональных борцах, печатал их биографии, давал справки, касающиеся развития тяжелой атлетики в России и во всем мире. Но иногда журнал рассказывал и о других цирковых жанрах, в частности, здесь писалось о выдающихся музыкальных клоунах братьях Костанди.
Среди журналов и газет, выходивших в первые послереволюционные годы, назовем «Сцена и арена» (1915—1918), в нем содержится интересный фактический материал о работе цирков о первые месяцы после Великой Октябрьской революции. Особое значение имела газета «Эхо цирка» (1917), редактируемая А. Данкмамом. Она активно ратовала за права тружеников арены, за то, чтобы артисты профессионально объединились. Газета писала о демократизме цирка, о том, что в новых условиях цирк особенно активно должен служить народу.
С января 1925 по апрель 1927 года выходил двухнедельный журнал, орган Центрального управления Государственными цирками, так и называвшийся «Цирк». Первый номер журнала открылся статьей А. В. Луначарского. В ней говорилось: «Никогда не следует коммунисту сразу презрительно замахиваться на какое-нибудь действительно популярное явление». И дальше, переходя конкретно к цирку, Луначарский писал: «Тут есть чрезвычайно правдивое, а отличие от окутанного замаскированностью театра, зрелище человеческой силы и ловкости...»
Перелистывая страницы журнала «Цирк», нетрудно убедиться, что мысли, высказанные Луначарским, продолжали активно развиваться. Особенно важна утверждаемая журналом мысль, что цирк — своеобразное, подлинно демократическое искусство.
Большое место в этом издании занимали исторические материалы. Среди них в первую очередь следует назвать очерки А. Брянского «Цирк в Петербурге», написанные на основании большого фактического материала, почерпнутого в Историческом архиве Ленинграда. Эти статьи говорили о цирке первой половины XIX века. Само обращение к его истории служило очевидным доказательством внимания и интереса к этому искусству. До революции никому в голову но могло прийти заняться теорией и историей циркового искусства, да и публиковать такие материалы было негде. Именно теперь к цирку приходило признание, как к настоящему искусству.
Начиная с 1927 по 1930 год журнал, оставаясь двухнедельным и иллюстрированным, стал выходить под названием «Цирк и эстрада». Журнал активно выступал против пошлого репертуара на эстрадных подмостках, боролся за то, чтобы эстрада вышла из пивной, из ресторана, пришла в рабочие клубы, в цехи, на половые станы. Журнал требовал повышения квалификации эстрадных артистов, он утверждал, что те, у кого нет настоящего таланта, культуры мастерства, должны уйти со сцены.
Особое внимание уделялось неустроенности быта эстрадных деятелей, слабости режиссуры, административного руководства эстрадным делом. Впервые журнал обратился к истории эстрады. Назовем хотя бы статью «Народные артисты» (1929, № 2).
Что касается цирка, то здесь пристальное внимание уделялось борьбе с последними частными предпринимателями, разоблачению разного рода ложных «трудовых» коллективов, являющихся фактически частными антрепризами. Критиков по-прежнему привлекали темы, касающиеся истории цирка. Так была напечатана статья Е. Тевяшева «Жонглеры древности». Довольно часто помещались очерки, рассказывающие об артистах, беседы с мастерами манежа и эстрады. Реже появлялись рецензии на целые цирковые и эстрадные представления. Особенно хороши были короткие, но точно и образно раскрывающие суть номеров заметки И. Ураэова: о жонглерах Брамсон, эквилибристах на проволоке Розеги, клоунах Коко и Эйжене, униформисте Джинджике (Б. Левенберге).
Совсем нс значит, что тот журнал, о котором здесь идет речь, был хорош во всем. Являясь органом Центрального управления Государственными цирками, он полностью отказывался от какой-либо критики, когда дело касалось этого учреждения и подведомственных ему предприятий. Если же какой-нибудь другой орган печати пытался критиковать цирковые программы или мюзик-холльные представления, журнал по большей части стремился дать отпор. Невысок был литературный уровень многих материалов. Занятый всякого рода бытовыми делами, связанными с эстрадой, журнал далеко не всегда обращался к главному — к художественным проблемам — или решал их излишне прямолинейно, а то и примитивно. Излишне увлекался журнал и рассказами об иностранных гастролерах, зачастую забывая талантливых отечественных мастеров эстрады и особенно манежа.
И все же мы должны учитывать прежде всего положительные качества этого издания, его борьбу против пошлости на арене и эстрадных подмостках, за совершенство циркового и эстрадного искусства.
Разумеется, требования к сегодняшнему журналу совсем не те, что раньше.
Изменился контингент читателей. Журнал сегодня кроме профессионалов читают десятки тысяч любителей эстрадного и циркового искусства, которые стараются всесторонне разобраться в комплексе насущных проблем но только практического, но и чисто теоретического характера.
Задача нынешнего журнала — дать возможность всем, им как можно полнее н глубже познать любимое искусство. 1963 г.
Ю. ДМИТРИЕВ
оставить комментарий