Начинается кочевая жизнь
B 1906 году, после окончания шкoлы B. А. Пытлясинского, начинается моя кочевая жизнь, жизнь циркового артиста-профессионала. Я выступаю в целом ряде цирков — и в качестве борца, и в качестве тяжелоатлета. В это время меняю свое имя Никита Тулумбасов — на цирковой псевдоним — Николай Турбас.
Мой учитель уехал из Москвы, школа его перестала существовать.
Я очень сожалел об этом, так как считал, что он делал великое дело — воспитывал сильных и смелых людей. Мысль о том, что кaждый человек может быть сильным, давно мне не давала покоя. В те времена в России физкультурой занимались единицы, и не только в гимназиях и реальных училищах, но даже в высших учебных заведениях не было введено систематическое физическое воспитание. Сейчас каждый школьник знает знамeнитые слова M. И. Калинина o там, что физкультура, наравне c родным языком и математикой, Является oсновным предметом, формирующим здорового и умного человека. Тогда же спорт считался yделом нас, профессионалов, и немногих любителей. И поэтому велика была заслуга борцов ж популяризации человеческой силы и смелости. Их любили широкие народные маcсы.
Однако я всегда считал, что одной пpoпаганды спорта мало. Нужно систематическое обучение молодежи. Помня об опыте дорогого Пытлясинского, я решил oткрыть такую же школу. И открыл ее в Москве, в Столешниковом переулке. Свои занятия вел по той же программе, что и мой учитель: конечно, c Наибольшей любовью я обучал молодежь борьбе. Доходов мне школа не давала, поддержки от государства я не получал. C какой тоской я оглядываюсь на эти давнишние два года! Эх, если бы это было не в те времена! Ведь сейчас y нас существуют тысячи спортивных школ молодежи, и какой поддержкой они пользуются со стороны государства!.. Короче говоря, просуществовав полтора года (1907-1908) , школа моя закрылась... Да и признаться, — тянула меня кочевая жизнь.
Судьба меня забросила в Винницу, в цирк Вороданова. По окончании чемпионата (лето 1908 года) я остался y нега как атлет и впервые выступил в борьбе c медведем. Теперешнему читателю, особенно молодежи, такая борьба покажется, по Меньшей мере, странной: она опасна для жизни Человека, не доставляет эстетического наслаждения, которое доставляет всякая настоящая спортивная схватка, воспитывает в человеке низменные наклонности.
И вот, Несмотря на это, нам приходилось ради куска хлеба участвовать в таких номерах. И в том случае, если ты выходил победителем, Народ награждал тебя аплодисментами, восхищаясь силой и дерзкой смелостью русских силачей-самородков.
B борьбе c медведем я вы ходил победитeлем и отделывалcя ссадинами и ушибами.
Труднее былo бороться c быком.
Помню, хотя и дал согласие на эту борьбу, a страшно стало, когда увидел огромного буйвола, которого шестеро здоровенных служителей вывели на железной цепи. Но что же делать? На попятный идти нельзя. B городе вывешены афиши, в цирке собрался народ, в ложе сидят представители прессы. Попробуй, струсь. тут и конец твоей карьере.
Я взят себя в руки и под звуки «Марша тореадора» вышел на арену.
Толпа, ожидал небывалого зрелища, бешено аплодирует.
Без плаща, c голыми рука-ми, и приближаюсь к быку. Все замирают.
Цепь опущена и лежит на земле, но концы ее еще держат люди. Бык угрожающе бьет копытом землю, готовый броситься на меня. По его телу пробегает судорога. Он дрожит от ярости.
Жуткая, зловещая тишина.
Оркестр перестает играть.
Гyбы Мои кривятся в подобие улыбки. Неудержимо, сильными толчками бьется сердце. Вперед! Вперед!..
И вот по знаку снова заиграл оркестр. Как дуновение ветерка, легкий трепет проходит по затихшей толпе.
Я иду на Своего противника. С пеной у рта он рванулся ка мне.
Увертываюсь от страшного удара, который мог стоить мне жизни. Служители натягивают цепь. Бык снова бросается на меня. Все зорко следят за каждым моим шагом.
Снова подступаю к своему четвероногому противнику и хватаю его за стальные рога, но отлетаю, как перышко.
Язвительный смех толпы болью отдается в моем сердце. Этот смех приводит меняв бешенство. Я уже не думаю об осторожности и едва успеваю отскочить в сторону, — смерть проходит мимо. Cлужители снова натягивают длинную цепь, продетую в металлическое кольцо в морде быка. Дико озираясь, c налитыми кровью глазами, он останавливается. Цепь снова опускают. Я приближаюсь к нему. Но не успеваю сделать и трех шагов, как снова бык бросается на меня.
Я многое уже видел до этой схватки c быком, но впервые почувствовал приближение смерти. Однако выхода нет. Я буду освистан, оcмеян. O, этот безумный рев тысячной толпы! И неужели в угоду ей, жаждущей крови, я должен рисковать жизнью?!
Неуверенно снова иду к быку. Раздается отчаянный ропот:
— Не надо! Не надо! Прекратить!
Какая-то женщина, истерично взвизгнув, падает в об-марок.
C двумя городовыми в круг входит дежурный пристав.
— Именем закона прекращаю борьбу! — говорит он.
B душе я радуюсь, но протестую,— дескать, борьба разрешена! Снова направляюсь к страшному противнику, роющему от ярости копытом землю.
— Взять! — отдает приказ пристав.
Я чувствую, как меня обхватывают руки полицейских, оттаскивают с арены.
Толпа сердится. Люди, желающие кровавого зрелища, не котят расходиться.
Когда я вспоминаю этот случай, то невольно думаю: «Что было бы со мной, если бы не эти мои «спасители»?..»
Со временем я обходился уже без «спасителей» и без цепей и в своей жизни «положил» не одного быкa. Позже, выступая в петербургском Народном доме, я даже собирался бороться со львом. Я долго вынашивал эту мысль и, наконец, пришел в зоологический сад и обратился к директору.
— А кто будет надевать железный намордник на царя зверей? — улыбнувшись, спросил он меня.
— Как кто? — обескураженно сказал Я. — У вас же есть люди, котoрые кормят львов...
Директор усмехнулся:
— У нас есть сторож. Но сырoе мясо он подает льву за решетку на вилах... А и клетку никто войти еще не отваживался.
Так и не удалось мне побороться со львам...
Так вот, после неудачной борьбы c быком в Виннице, борец Ляховский-Урс предложил мне ехать на гастроли в г. Белыцы, откуда он получил приглашение. По его сведениям, там цирк пpогорал, директор его 3олотарев хватался за нас, как утопающий за соломинку.
Лиховский-Урс был очень инициативным человеком. Он решил, что мой приезд будет обставлен c помпой, по городу будут развешены яркие афиши, сообщающие o всех моих победах над известными борцами. Я буду выступать со своими номерами тяжелоатлета, a потом «приедет» он и во время представления возмутится, почему «самозванец Турбас» написал на афише, что является победителем Урса. Это вызовет эффект, сборы поднимутся.
Мы таки сделали. Ляховский приехал со мной в Бельцы, но оставался инкогнито.
B каком жалком состоянии мы нашли цирк! Публикa почти не посещала его. Аpтисты «сидели на якоре», продавая на базаре свои последние вещи. Афиши, печально висевшие на деревянных заборах и обрываемые козами, гласили, что «дамы допускаются на представление бесплатно», что «в цирке ежедневно двенадцать борьб». Но ничто не привлекало местных мещан: им надоело смотреть, как клоун Коко борется с партнером Рыжим, наездник
с кучером, который наряжен под «Черную маску», управляющий — c акробатом, и т.д.
Несмотря на то, что в цирке было «12 борьб» и «дамы допускались бесплатно», a «на один билет можно было пройти двум», народу было мало, партер пустовал. Артисты по два, по три месяца Не получали денег. `грудью было при такой обстановке поднять сбоpы.
Однако c нашим приездом все ожили. Золотарев побежал замазывать «шикарную» афишу, но директор типогpафии ему отказал в этом, так как Золотарев ему уже много был должен. Пришлось нам выкладывать свои скyдные сбережения.
Золотарев настоял на том, чтобы в афише по-прежнему было указано, что «дамы бесплатно», — он мало верил в улучшение положения.
Как мы и договорились c Ляховским, он вышел на манеж во время моего выступления. B руках он держал афишу, размахивал ею. Человек он был крупный, внушительный — типичный борец.
— Господа! — восклицал он. — Господа! Я проездом в вашем городе. Прочитал на вокзале вот эту афишу... — он развернул ее, показывая сидящей в недоумении публике, — и увидел свою фамилию... Господин Турбас, когда и где вы победили меня? Я должен буду привлечь вас к уголовной ответственности! A вместе c тем предлагаю вам бороться со мной! Сейчас же! Ставлю за себя 50 рублей! Если вы сумеете победить меня — деньги ваши.
Вышел взволнованный Золотарев.
— Сейчас мы не можем допустить борьбу в нашем цирке, — начал объяснять он, — так как мы должны ранее взять y исправника разрешение на борьбу. Поставим вас на афишу... Если, конечно, господин Туpбас принимает ваш вызов... Притом противоестественно было бы требовать сейчас от него этого матча, ибо он только что на глазах y почтенной публики выстyпал c тяжелыми номерами: гнул балки, железо, держал на себе оркестр... Вы же со свежими силами...
Несмотря на настойчивые требования публики, борьба все же не состоялась. Зато расходившиеся по домам зрители во всех деталях обсуждали случившееся. Ясно было, что назавтра они все будут в цирке да еще захватят своих знакомых.
Уже ночью была отпечатана специальная афиша, оповещающая об интересной борьбе. Наутро все билеты распроданы, никаких «дам, проходящих бесплатно», никаких «двух человек на один билет». Сбор пoлный. У артистов сияют лица.
Наша первая – по правилам двадцатиминутная – схватка не дала результата и была перенесена на следующий день, Чтобы подогреть погасший интерес зрителей к борьбе, Ляховский и Золотарев уговаривали меня проиграть вторую встречу. Я не соглашался. Тогда договорились о том, что я упаду за ковром, так как па правилам это не считается поражением. Я, дорожа своим престижем, пошел на это: никогда никакой борец не обвинит меняв поражении, a зрителей это вполне устроит.
Уговаривая меня, Ляховский обещал третью схватку проиграть «вчистую», Но как он переживал, когда это случилось! Он плaкал на арене, говоря, что еще никто не укладывал Урса и что этот «молокосос Турбас» победил его случайно.
Он бегал по манежу, oбращаясь ток публике, ток дирекции, и требовал реванша.
Я понял, что все это наигранно и его интересуют деньги, a никак не честь борца, и от этого мне было тяжело. Мне это было не по душе, так как борьбу я считал спортом., а не коммерцией, и я уехал в Kазань.
Я знал, что в казанском цирке Соболевского держал чемпионат знаменитый Иван 3аикин. Однако я договорился с дирекцией сада «Эрмитаж» выступать на открытой эстраде, получал 20 копеек c каждого проданного билета. Вызывал на борьбу и профессионалов, и любителей.
Приехал Аберг II, принял мой вызов. Я положил его дважды. Несмотря на то, что газеты взахлёб писали o чемпионате Заикина, была рецензия и o нашей борьбе c Абергом.
Чтобы поднять сборы, я выпустил афишу, обещая борьбу c «Таинственной маской».
Однако борец, изъявивший согласие бороться под маской, В Последний момент отказался от борьбы. Как я узнал позже, это было сделано c той целью, чтобы подорвать мои сборы и авторитет.
Что делать?
Я ходил по городу, взгляд мой останавливался на крупных прохожих. Но к кому 6ы я ни обращался c предложением принять участие в борьбе, c кем 6ы я ни заговаривал, все отходили, удивленно глядя на меня, и отказывались.
Я уже отчаялся, как вдруг заметил человека атлетического сложения.
— Где я вас видел? — останавливая его, спросил я.
Это был татарин с широкими плечами.
— Не знаю, — развел он руками.
— Вы где работаете?
— Сейчас безработный, нигде.
— A хотели бы заработать?
Он пожал плечами:
— Кто откажется от денег? Конечно.
— Видите ли, — начал Я. — Я борец, работаю в саду «Эрмитаж»... Вы знаете борьбу на кушаках?
— Как же, сколько раз боролся на «сабане», — отвечал он. — И вас видел.
— Ну, это уже хорошо, все будет проще, — обрадовался я. — Так вот, слушайте,—и я рассказал ему а своем положении.
— Ну, как? Не сможете ли вы заменить сбежавшую «Маску»? за это получите пять рублей.
Татарин-атлет согласился. Мы договорились, что он придет к семи часам на сцену, где я буду его поджидать.
Чтобы подзадорить его, я сказал ему, что в случае победы он получит червонец. У него заблестели глаза, он заулыбалcя, оглядел мою фигуру критически. И мы разошлись оба довольные.
Публики собралось мнoго. И вот, после всех проделанных номеров я объявляю борьбу на поясах c «Таинственной маcкой». Борьба на поясах мне давно знакома. Не здесь ли, не в Казани ли, я несколько лет назад доскональцо изучил ее на татарских «сабанах»? До сих пор не было случая, чтобы кто-нибудь поборол меня на поясах.
Борьба началась. Чтобы продлить ее и показать силу «Маски», я боролся слабо, и мой противник осмелел и ловко швырял меня на помост. A мне только это и было нужно. Хорошо, что он уверовал в свои силы.
И вдруг я поднял его «на мельницу» и, несмотря на его рост, закружили бросил са всего размаха на лопатки.
Он лежал некоторое время ошеломленный, потом встал на колени, лицом к публике и, проводя обеими руками по щекам, взвыл:
— Ал-л-а-ах! Ал-л-a-ах!
Публика смеялась.,.
Я стал в Казани популярным. Но контракт мой кончался. Надо было искать новое место для выступлений.
Я договариваюсь по телеграфу c цирком Великанистова в городе Сарапуле. Чемпионат там держали македонец Дуванжис и восьмипудовый негр Али Абдул.
До Сарапула надо было ехать на пароходе вверх по Каме. Пароход плавно шел по уснувшей реке. Сгущались сумерки. Мрачно наползали черные тучи. Порывисто подул ветер. Потревоженные волны зароптали, забились.
Блеснула молния, грянул гром, a вслед за ним налетел шквал. Забегали, засуетились мaтросы. Испуганные пассажиры попрятались по уютным каютам. Я сидел в плетеном кресле на носу парохода, следя за разгулявшейся стихией. O, как прекрасна в эти минуты была потревоженная Кама!
Я вспомнил цирк, предстоящую встречу c борцами, неизбежные сделки, интриги, и мне стало горько. Но как это все было теперь далеко от меня!
Вдруг новый удар грома потряс пароход. Пошел дождь. Я ушел в каюту. Под гул волн, завывание ветра крепко уснул. Просыпаюсь утром. Ко мне в каюту заглядывает солнце. Я выхожу на палубу. Пассажиры кормили прожорливых чаек, бросая кусочки хлеба, которые те ловили на лету. Пароход дал свисток: подходил к пристани. Показался красивый городок Сарапул.
На пристани было много народа. Стоял приготовленный для встречи силача оркестр. Сходя c парохода c чемоданом в pyкax, я увидел красочную афишу, возвещающую о моих гастролях — «короля цепей и железа».
Жадными глазами публика ищет «необыкновенного силача»! Вездесущая детвора забегает передо мной вперед, подозрительно осматривает и отходя вздыхает: «Нет, не он». Очевидно, мой обыкновенный рост Не внушал доверия. Со смехом и шутками уходили музыканты. Недовольна подсмеивалась толпа. Я слышал реплики, ироннческие голоса уходивших.
— Встретили, нагляделись! A король-то, поди, c мамзель сидит, бифштекс уплетает. Ишь, дураков-то приперло! Ха-ха-ха!
— A ты зачем? — спрашивал недовольный голос.
— я-то по делу, сынка думал встретить...
— A мы силача увидеть, — раздался голос подростка, — короля!..
— B Англию поезжай, там король-то...
Умерив шаг, я стал прислушиваться. Разговор шел обо мне. Не выдeржав, оглянулся. Женщина c ребенком на руках заговорила:
— А я, мужики, вот что скажу. Поедет ли к нам такой человек! Я тоже пришла, хотела комнату предложить. Газеты писали, что его из Казани вытребовали за большие деньги. Будто он такую силу имеет, что цепи, как ниточки, рвет. Подкову какую хочешь принеси.
— Утка! — загремел бас. — Как c Владимиром Дуровым, афишу тоже выпyстили. Народ околпачивают. Сплошная заманка, надувательство. Деньги придется обратно потребовать.
— Ох уж мне циркачи эти! — снова заговорил женский голос.
— Стояли y меня... Один все ходит, руками машет — декламирует, спокоя нет, другой — целый день шарики бросает. Раз вхожу, а он вверх ногами на голове стоит, на игрушечной гармошке играет.
— A заплатили? — снова прогремел бас.
— заплатить-то заплатили... Так-то они вежливые, хорошие. Да угодить-то на них не угодишь: то подай это, принеси другое, третье. Вот и угоди. Ну, да за это детишек в цирк водили. Я-то не ходила, — детишки. Старшой-та Ванька было сними ехать, да я не пустила; комедию ломать.
И снова разговор перешел на борцов.
— Черный-то Абдул силен y них. Наших-то русских всех одолевает, точно по заказу... И дал же бог такую силу!
— Не бог. Аллах у них.
— Ну, все равно, что в лоб, что по лбу, — говорила женщина c ребенком.— Сильнее-то, поди, и на свете нет.
— A Поддубный? — снова заговорил бас.
— Ну, разве он один только! Была я в Казани, видела,., c большущими усищами — богатырь! Вот бы столкнуть их c Абдулкой, посмотреть бы...
— Ну, разве он приедет сюда, — говорил бас. — Мировая личность за границей борется. Равных ему нет. Разговор снова перешел на Абдула.
— Аксюткаа мне рассказывала, — снова заговорила женщина c ребенком: — А6дул-то у них в номерах живет. Вошла, говорит, я, а он почти голышом на кровати сидит.
K ней подлаживается, за руку берет. Я так, говорит Аксютка, и обмерла. Руки, ноги затряслись, такой страшилище! Грудь как y жeнщины, на руках шары желeзные.
И так-то я испужалась, ужасти!
Я ускорил шаги, дальше не сльшал, что она говорила. Взял первого попавшегося извозчика, велел ехать в гостиницу. Он обрадованно задергал вожжой, замахал руками, и мы затряслись по плохо мощенным улицам дремавшего города.
Дорогой я представил себе картину: иду, окруженный народом, вперед забегают ребятишки, осматривают силача... Играет оркестр... Хорошо, что не узнали!
Подъехав к гостинице, я сунул кредитку извозчику: он оторопел, соскочил с козел.
— Барин! Ваше благородие, да не ты ли силач будешь? Короля ждали...
Я улыбнулся. Он схватился за чемодан.
— Разговору-то o тебе... Э, да чемодан-то тяжелый, не поднять. Таки есть, он самый, король-то этот...— говорил возница, стоя возле пролетки.
Весть о моем приезде быстро разнеслась по городу.
И вот в дверь номера постучали. Передо мной стоял низкорослый, с закругленными в колечко черными усиками управляющий цирком. На груди у него болталась поддельная золотая цепь. Мы поздоровались. Он подозрительно окинул меня зоркими глазками, заговорил:
— А мы думали — не приехали, послали было оркестр, хотели встретить вас c музыкой. Надо сказать директору, он беспокоится. Балки и железо мы вам приготовили, как вы и писали. Все это у цирка толпа осматривает... Билеты нарасхват.
- Я попросил прислать мне содержателя чемпионата борцов. Спустя два часа передо мной стоял человек со светлыми усиками, лет под тридцать. На нем светло-серый костюм, на руках кольца, на груди золотая цепь, бриллиантовая булавка в галстуке. Его невидная щегольская фигурка скорее напоминала мне коммивояжера, распорядителя шантана, только не борца. Его можно было бы назвать красивым, если бы не бегающие хитрые злые глаза.
— Чемпион Македонии Дуванжис, — отрекомендовался он.
Пожали руки.
— Прибыли? — развязно сказал он.— Отлично. Вы стоите y нас на афише, сегодня ваш выход. Дадим вам рекламу, ход. Но разочка три придется кувыркнуться, a там, как примет публика.
И, увидя мой вопрошающий взгляд, добавил:
— Под Черного Абдула, чемпиона мира, под «Маску», под меня.
— Ну, что ж,— сказал я.— Положите — кладите. Он вытаращил глаза, пожал плечами.
— Это как вам угодно. У нас взяты Оренбург, Саратов и другие большие города. Мы даем вам хорошую марку, глядите.
Я кoлебался. Передо мною встал вопрос: вызвать Абдула, «Черную маску», потребовать объявленный в афише приз, — но его никогда не получишь, он не существует в природе. Все это лишь вызовет один скандал, вмешательство подкупленной полиции, и снова черные дни тяжелой безработицы, жизни без куска хлеба.
A сколько Положено труда, усиленных тренировок — и все это для того, чтобы подчиниться воле хозяйчиков, ложиться — под кого прикажут!
Выхода y меня не было.
— Хорошо,— сказал я,— упаду под Абдула, вашего чемпиона мира (как он писался На афишах). Упаду под «Маску» c тем, что когда откроют, я получу реванш, —пусть он кладет в Серьезной борьбе. Но как под вас? —спросил я, разглядывая его неборцовскую фигуру.
- Под меня на македонской борьбе, — сказал он и, увидя мои колебания, добавил: — Вы не стройте из себя чемпиона, не такие падают...
— Хорошо,— сказал я, — мы проведем с вами двадцать минут, и если вы положите меня, кладите.
Я сам никогда не занимался этой борьбой, хотя и видел, как боролись другие.
Дуванжис, зная мою несговорчивость, мои вызовы перед публикой, дал согласие, тем более, что я стоял у них на афише, давал им сборы.
После его ухода я долго ходил по комнате из угла в угол.
И вот я, затянутый в трико, под звуки марша выхожу на мaнежный круг. Меня встречают дружными аплодисментами. C гулом и лязгом униформисты вносят балки, железо.
Исполнив всю программу, я сразу завоевал симпатию публики. Мне много аплодировали. Печать дала положительные отзывы. После нескольких незначительных побед я стал любимцем публики. Но вскоре настали и черные дни.
B первой же схватке от «переднего пояса» я лечу под Абдула. A впереди еще борьба с «Маской». Чтобы как-то оправдать себя, я попросил включить в программу мои номера c тяжестями. Дирекции это на руку, Так как мои номера увеличивают сборы. Поражение в борьбе c «Маской» публика объяснила моей усталостью.
«Борец не бережет свои силы,— писала пресса. Нельзя в один вечер гнуть балки, ломать подковы и выступать в борьбе, особенно c таким борцом, как «Черная маска».
Пошли финальные выступлeния борцов. «Маску» раскрыл Али А6дул. Под ней оказался хорошо тренированный, c хорошей мускулатурой еврейский чемпион Грингауз. Я потребовал реванша. Меня не выпycкают.
Чемпионат идет к концу. Я обращаюсь за поддержкой к публике. Меня поддержали.
«Почему нет y Турбаса реванша c Грингаузом?» предъявляет требование публика. Но вместо Грингауза объявляется моя борьба c Дуванжисом. «Подожди, подлец! Будешь помнить!» — думаю я, и он уходит c помятыми боками. Со мной не разговаривает, рассерженный, злой. Я снова требую. И вот, наконец, афиша. Но каково же было мое удивление, когда я увидел, что поставлен снова со своими тяжелыми номерами!
«Этo для сбора» ,— отвечают мне.
Тут я понял, что это всё проделки Дуванжиса. Он хочет ослабить мои силы, чтобы я не мог одолеть «Маску».
Только что я закончил последний номер с подковой, как на манеж выходит борец Кубанский.
Он развернул бумагу, вынул огромного размера подкову, подает мне. «Пускай вот эту сломает». B проходе стоят борцы, артиcты. Из-за их широких спин выглядывает Дуванжис. Мы встретились глазами. Он отвернулся. Показав подкову, я обращаюсь к публике:
— Можно сломать?
B рядах улыбаются.
— Ломай, раз силач! — крикнули сверху.
B это время из публики бросают еще подкову.
— Которую? — поднимая, спрашиваю Я.
— Малую, малую! — кричат слабые голоса партера.— Малую!
— Большую, большую! — единым ревом вылетают из тысячной глотки голоса. — Большую!..
Снова на манеже Кубанский.
— Энту и я сломаю! — вызывающе говорит он. — А пусть-ка сломает большую.
Зрители, стоящие в проходе борцы, артисты многозначительно переглядываются, ждут. Дуванжис смотрит на меня, не выдерживает моего взгляда, отворачивается.
Итак, другого выхода y меня нет. Я берусь за большую подкову. Публика напряженно ждет. K счастью, подкова сильной закалки, что Мне на руку,— легче ломать.
Я напрягаю все мои силы и подкова разлетается на две половины..
Показав подкову, я взглянул на Дуванжиса. Ненависть блеснула в его глазах. А по цирку точно гром пронесся. Люди встали, бешено аплодируют. Несмолкаемый гул: «бис! браво!» — потряс стены цирка, заглушая заигравший оркестр. Успех, купленный такой ценой, меня не радует. Чувствую, как ноги мои дрожат, подкашиваются, едва стою, кровь прилила к голове...
— Антракт десять минут! — громко объявил арбитр.
Я ухожу с манежа. Одни из борцов смотрят на Меня косо, завистливо, но зато другие подходят, жмyт мне руку, поздравляют. «Это все Дуванжис устроил,— шепчут мне на ухо.— B прошлой борьбе ты здорово его поломал, так вот...»
m чем-то шепчутся Кубанский c Дуванжисом, к ним подходит Грингауз. Но вот раздается звонок судей, свисток арбитра. Под бравурный марш я выхожу на манеж.
Предстоит борьба c Грингаузом. Но y меня уже нет уверенности: Грингауз силен, он со свежими силами, а я... Но что делать? Надо бороться.
Грингауз не появляется. Однако публика нетерпеливо ждет. Она волнуется. Снова свисток арбитра. Вот и Грингауз.
— Господа! — обращаясь к публике, говорит он.— Бороться я не буду.
Ошеломленная публика насторожилась.
Как?! — проносится голос из рядов. — Как так не буду?!
— Пусть мне заплатят тридцать рублей суточных!.. покраснев, сказал Грингауз.
Начался ропот, предвещая бурю.
И вдруг, точно по команде, раздался рев: «Обман! Борьбу подавай! Деньги обратно! Дьяволы, ишь, что выдумали! Еще сбор сделать захотели?!»
Казалось, люди не выдержат, бросятся на манежный круг, всё сметут на своем пути. Возле ложи пристава выросли полицейские. Они держались за «селедки» (шашки) . Грингауз, как побитый пес, скрылся за кулисы. Гул возрастал все больше и больше.
— Трус! Трус! — кричали вслед уходившему.— Тру-ус! Вдруг пристав встал, глаза его загорелись. Покручивая холеный ус, он смотрит на беснующуюся толпу.
— Привести «Маску», подать мне ею! — грозно кричит он.
Трое «блюстчителей порядка» ринулись за кулисы. На манеже появляется в русской поддевке тучный директор.
Шум и крик на время затихают.
- Господа! Почтеннейшая публика! — начал он. — Мне странно такое заявление Грингауза. Деньги борцы не вперед, a после борьбы получают, притом он требует тридцать рублей, тогда как получает восемь, — это могут подтвердить сами борцы. По правилам борьбы, выработанным Санкт-Петербуртским атлетическим обществам, борец, отказавшийся от борьбы, признается побежденным.
— И трусом, — подсказал арбитр.
— Да, и трусом... Мы можем заменить его другим борцом.
— «Маску» давай! «Маску»! Не увиливай!..
— Давай «Маску»! — грянула толпа.— Да-a-ва-й!.. Из-за кулис появились полицейские, старший докладывает:
— Нейдет, ваше высокоблагородие. Уперся. Мы было его... за руки... Сидоренко отлетел, носом ткнулся в лошадиный навоз. Я было его за руку, чуть сам не полетел.
Я облегченно вздыхаю: бороться не придется.
Но в это время Дуванжис посылает на манеж сильного борца Корня, которого тоже именовали в афишах чемпионом мира.
Я попадаю из огня да в полымя. Борьба начинается. Но сильный крик и свист заставили прекратить нашу схватку.
Через день в заметке «Скандал в цирке» газета писала:
«Интересно знать, что заставило Грингауза устраивать такую некрасивую вещь и выслушивать крики «трус!». По заявлению борцов, Великанистов исправно расплачивается c борцами. Скорее всего, он не понадеялся на свои силы и ловко улизнул от схватки. Вчера и одинокий свистан c галерки, и даденная Кубанским подкова — работа чьих-то товарищеских услуг. Турбас хотя и сломал подкову, но зато он надорвал свои силы. У артистов ecть правила—не критиковать друг друга. Кубанский не только критикует, но на глазах публики делает товарищу пакость. Все это уменьшает к нему симпатию пу6лики, которую он имел, и теперь несомненно утратим. Зато каждое выступление Тур6аса публика приветствует громкими аплодисментами.
Появилось в газете и мое письмо в редакцию. В нем я предлагал свои тридцать рублей, если Грингауз положит меня.
(Эти публикации y меня сохранились до сих пор.)
Все это на время примирило меня c хозяевами чемпионата, и я уехал с ними в Оренбург. Здесь я решил ни под кого не падать, даже под них самих.
Я вставал в 6 часов утра, шел тренироваться в цирк. Тренируясь c Корнем, я стал еще более выносливым и сильным.
— Тебя никто у нас не положит, — говорил он после нашей тренировки.— Ну, а это им невыгодно.
И действительно, меня редко назначали на борьбу.
Больше выходил лишь на парад. Деньги мне задерживали, а тут еще получилась так, что в Нижнем Новгороде умер мой дядя и меня вызвали туда телеграммой. K радости содержателей чемпионата и борцов, я был вынужден уехать.
Когда же я через несколько дней возвратился, чемпионат вел к концу. Перед выходом на парад, ко мне подошел арбитр и сказал:
— Туробас, ты не выступаешь. Таково распоряжение Дуванжиса и Абдула.
Я молчу, чувствую, что ссорой делу не поможешь. Однако продолжаю одеваться. И когда борцы вышли на парад, вышел и Я. Арбитр косится. Вижу, представляя борцов, хочет обойти меня. Жду. Действительно, дошла очередь до меня, он объявил следующего. Тогда я сам вышел на середину арены и представился публике. Публика недоуменно смотрит на арбитра. Он — ни слова. Парад кончился.
За кулисами ко мне подходит Дуванжис, шипит на меня:
— Ты выключен... Не нужно было выезжать... Будешь знать, как надо вести себя…
Со дня приезда он не платит мне ни копейки. Тогда я пригрозил ему, что вызову всю его труппу. Это подействовало. Стали с натяжкой платить, а потом выпустили в паре c эстонцем Гу6ером. Я догадывался, что в том случае, если он не положит меня, то постарается сломать мне руку. Но ни то, ни другое ему не удалось сделать, и вместо двадцати минут мы боролись целых сорок. я был доволен, так как Губер был самым сильным борцом чемпионата.
Чемпионат заканчивал борьбу и переезжал в Саратов, в цирк Фарух. К этому времени у нас с Дуванжисом и Абдулом произошло некоторое примирение, и я отправился с ними. B Саратов приехали новые борцы. B пай вступил сильный местный борец Чадаев. Он боролся под фамилией Этингер, и это имя было широко известно в России. Меня с ним в пару не ставили, как не ставили в пару c Абдулом и Дуванжисом. Но нужно было показать классическую борьбу, и я боролся c «техниками». Это нравилось публике и повышало cборы, поэтому хозяева чемпионата похлопывали меня по плечу, втайне лелея мысль, что меня положит кто-нибудь из вновь прибывших борцов.
Именно с этой целью они выпyстили меня против разрекламированной «Черной маски», под которой скрывался известный эстонский борец Петерсон.
Перед выходом на манеж я потребовал все деньги, котoрые они мне задолжали, что-то около 100 рублей.
Мне заявили, что половину я получу, если упаду под «Маску», остальные, если упаду под Али Абдула и Этингера (т. e. Чадаева).
— Не надо портить дело,— сказал просяще Дуванжис.— Под меня вы тоже должны лететь.
Я вышел на манеж бороться с «Маской» и потребовал означенный на афише приз — 5 000 франков.
— Пусть деньги положат на стол жюpи, — заявил я.
Предприниматели испугались. «Маску» объявили «бoльной». Я настаивал. Публика меня поддержала аплодисментами Борьба не состоялась. A на другой день меня поставили c Робинэ. Это был знаменитый борец, кавказец по происхождению, присвоивший себе все призы знаменитого француза и его звание чемпиона мира. Настоящая фамилия его — Хасаев.
Мне следовало быть oсторожным. Но излишняя уверенность в своих силах погубила меня. Во время борьбы Робинэ пробовал сломать мне руку. Этого сделать ему не удалось. Тогда, после перерыва, он использовал запрещенный прием — поймал меня на «обратный пояс» и, что есть силы, ударил головой о твердый грунт манежа.
Я потерял сознание. Меня унесли за кулисы. Публика впала в бешенство, шуми свистки потрясали цирк. Несколько офицеров c обнаженными шашками бросились закулисы и хотели расправиться c Робинэ. Он был вынужден скрыться в одних трусах — убежал через конюшни. Его искали, и кто знает, чем бы все могло кончиться!
Борьба прекратилась. Цирк неистовствовал, все думали, что я убит.
Меня торопливо приводили в чувство, чтобы успокоить публику. Наконец, меня вывели под руку на манеж. Понемногу все стали успокаиваться.
Несколько дней y меня болела голова и в цирке я не появлялся.
A предприниматели и из этого извлекли выгоду. Рассказывая зрителям o борьбе, арбитр подчеркивал, что схватки в цирке ведутся без сделок и что доказательством тому является матч Робинэ c Турбасом, чуть-чуть не стоивший последнему жизни.
Вскоре я получил приглашение из Митавы и отправился туда. Потребность в отдыхе после контузии, полученной в борьбе с Робинэ, и желание продолжить традиции Пытлясинского заставляют меня на время отказаться от борьбы и открыть в Митаве небольшую школу физического развития. Добровольное пожарное общество предлагает мне для этой цели просторный зал, где я и провожу три раза в неделю занятия c местной Молодежью.
Надо сказать, что желание воcпитывать молодежь не покидало меня всю жизнь. B 1914 году, в третий раз, я снова открыл школу физического развития в Ташкенте. Но вернемся к рассказу. B Митаве я жил некоторое время спокойно, но цирковая арена меня тянула к себе все больше и больше. И я, получив приглашение антрепренера Левицкого, еду в Москву, чтобы принять участие в чемпионате борьбы в манеже.
Здесь я впервые встречаюсь с молодым Иваном Яго, приехавшим в качестве представителя от Юрьевского спортивного общества (Эстония).
Помню, известный Александров-ялов нашептывал мне:
— Знаешь, этот оборванец мальчишка Яго говорит, что никого не боится, в том числе и Турбача... Бахвалится, оскорбляет тебя...
Позвали ко мне Яго. Бросалась в глаза его невидная, неборцовская фигура; из-за этой фигуры его даже не хотели выпycкать на парад: боялись, что «испортит картину».
— Раздевайся, — сказал я, — и покажи, как ты никого не боишься.
Он быстро сбросил c себя рубашку.
Мы встали «ан гард»*.
Только я успел положить ему на плечо руку, как молниеносным «тур де аншем»** был брошен в партер. Спасаясь приемом «бра руле»***, я все же сумел так же быстро перебросить его через себя. Мы ударились головами о голый пол, вскочили на ноги.
Больше бороться не стали.
— Далеко пойдет, — сказал я.
И Действительно, когда я в следующий раз встретился c ним в петербургском цирке «Модерн», Яго был уже любимцем публики. Это был не прежний юноша, передо мной стоял типичный борец, сотканный из мускулов. Его бесподобные «тур де анши» и «суплесы» стали к тому времени «притчей во языцех».
* «Ан гард» — стoйка (терминология французской борьбы).
** «Тур де анш» — бросок через бедро.
*** «Бра руле» — бросок c захватом руки под мышкой.
Схватку с ним в цирке «Модерн» я проиграл, но это был нео6идпый проигрыш, так же как не 6ылИ обидны два проигрыша в том же «Модерне» Альфонсу Стерсу:
Яго и Стерс были сильными борцами, чемпионами мира.
Приходилось мне бороться и еще с одним чемпионом мира - знаменитым Збышко-Цыганевичем (первым). Приехав в 1915 году в Симбирск, я застал там его в чемпионате. Я ходил тогда в форме учителя ташкентского Коммерческого училища и надеялся, что не буду узнан борцами-товарищами. Надев черную маску, я явился в цирк и сделал вызов всем участникам чемпионата. Победа шла у меня за победой. Меня тепло приветствовала публика. Всем Хотелось знать, кто скpывается под маской.
B тот день, на который была назначена моя борьба со Збышкой, цирк был полон: если збышко положит меня, я буду вынужден сиять маску...
Не могу признаться, что этот день я провел спокойно.
Я знал, что проиграю схватку; однако где-то в глубине души y меня тлела маленькая надежда: устоять против этого колосса положенные двадцать минут.
Збышко-Цыганевич был одним из сильнейших борцов мира! У меня трещали кости в его железных объятиях...
Наблюдавшая c любопытством публика шарахнулась в строну и c ужасом смотрела на рассвирепевшего великана. Он сдернул со стола скатерть, со звоном полетела посуда. Страшно ругаясь, Фосс вышел.
И еще раз я видел его на пристани «Самолет» в том же Нижнем. Войдя на пароход, выбросив из каюты первого класса пассажиров вместе c бaгажом, Фосс спокойно улегся на диване. На пароходе — паника. Капитан не осмелился потревожить такого «гостя»: он уже не раз сталкивался c ним. Вызвали взвод солдат. B каюту постучали.
B ответ — львиное рычание. Открылась дверь. Раздался злобный голос. Но, увидя направленные на него штыки, Фосс спокойно вынул бумажку, показал офицерy. B бумажке значилось, что податель ее — Николаев* — психически болен. Радуясь развязке, козырнув страшному пассажиру, офицер скомандовал:
— Взвод, за мной! — и, звеня шпорами, удалился. Фосса больше не тревожили...
Сколько таких интересных вещей сохранила моя память! Разве не интересно вспомнить, как, например, некоторые Ловкие дельцы устраивали чемпионаты, обманывая доверчивую публику.
* Де Фосс — его борцовский псевдоним.
Настоящие чемпионы разъехались. «Ну, что ж,— решает такой предприниматель,— выставим фиктивных!» И вот на манеж выходят...
— Ван Риль (Голландия)! — c гордостью объявляет арбитр, представляя борца. A вместо Ван Риля раскланивается Прохоров Иван из Кинешмы.
— Знaменитый бельгиец Стерс, чемпион мира! (Иванов Петруха, житель села Кантаурова.)
— Лассартес (Франция)! (Пичулькин Григорий из Мурома.)
— Непобедимый турецкий чемпион Кара-Ахмет! (Одетый в национальный косном Мадрали.)
— Георг Лурих! (Лурих II.)
— Непревзойденный чемпион чемпионов Иван Максимович Подду6ный! (Вятский крестьянин, моряк Василий Бабушкин.)
Публика все принимает за чистую монету, бeшено аплодирует своим «любимцам».
Немало разных впечатлений оставила в памяти моя жизнь борца. Ведь я провел на борцовском ковре более тридцати лет, но об этих впечатлениях — ниже, мы и так уже забежали вперед.
Н. Турбас
оставить комментарий