|
Марионетки
Марионетки (от франц. Marion, marionette — маленькие фигурки, изображавшие Деву Марию в средневековых мистериях) — театральные куклы, управляемые при помощи нитей или металлического прута актером — КУКЛОВОДОМ. М. известны с давних пор (у народов Азии, Египта, Древней Греции, Рима). Их делали из терракоты, дерева, слоновой кости, серебра, кожи; современные М. главным образом из дерева и папье-маше. Различаются по устройству и управлению. Так, голова и туловище М. на пруте вырезаны из одного куска дерева, а руки и ноги свободно двигаются. К голове куклы прикреплен металлический прут с крючком-рукоятью вверху, при помощи которого кукловод приводит куклу в движение. Более сложная конструкция — М., управляемая посредством прута и нитей, прикрепленных к подвижным сочленениям куклы: плечам, бедрам, коленям, шее, кистям рук, локтям и т. д. Верхние концы нитей прикреплены к деревянной крестовине, соединенной с рукоятью головного прута (вагой или коромыслом). Раскачивая подвижный брусок ваги с привязанными к нему нитями, кукловод, скрытый специальной ширмой, заставляет куклу двигаться, жестикулировать. Современные артисты обычно работают с М., управляемыми посредством одних только нитей, число которых обусловлено драматургией номера и теми физическими задачами, которые куклы должны выполнять. Замена прута головными и плечевыми нитями требует от кукловода большего мастерства, расширяет диапазон движений куклы. В Россию М. были завезены иностранными гастролерами. Так, в 1841-1847 в Петербурге работал выписанный из Парижа театр М. (Детский театр кукол), где разыгрывались маленькие водевили, сказочные феерии и др. на французском языке. Номера с М. демонстрировались в балаганах (А. Бенуа вспоминает замечательные М. Томаса Ольдена, 1877), шантанах, на садовых эстрадах. В начале XX в. метафоричность, обобщенная выразительность куклы-М. увлекала режиссеров драм, театров (Г. Крэга, В. Мейерхольда и др.). На современной эстраде получили распространение номера, с которыми артист выходит непосредственно к зрителям, открыто демонстрируя искусство работы с М. (И. Дивов и Н. Степанова и др.).
В переносном значении М. — человек, являющийся послушным орудием в чужих руках.
Лит.: Федотова А. Техника театра кукол. М., 1953; Смирнова Н. Советский театр кукол, 1918-1932. М., 1963; Театральная энциклопедия. М., 1964. Т. 3; Искусство играющих кукол. М., 1983.
Е.Д.
|
|