Обезьяньи повадки
Обезьянничанье — этот стыдный и прилипчивый порок — пришел к нам из незапамятных времен, от наших симпатичных хвостатых предков. Об этом ясно говорит само название. Можно легко себе представить, как все это началось...
На зеленой доисторической площадке под баобабом готовилось представление. На представление должны были приехать самые яркие дарования из соседней дружественной стаи. Очевидно, они приехали и оставили о себе неизгладимое впечатление. Мы не знаем точно, чем именно. Может быть, соседний ведущий особенно ловко доставал палкой плоды с дерева (по тем временам это был потрясающе новый трюк). Может быть, симпатичная певица по-особенному взвывала в конце модного по тем временам твиста «А я скачу тебе навстречу».
Повторяю, деталей мы не знаем. Но какие-то особенности репертуара, исполнительской манеры крепко запали в головы местной художественной общественности. И поскольку местная художественная общественность по части искусства была слабовата (тяжелые условия, доисторический период), она нашла самый простой выход. Началось обезьянничанье.
На всех последующих представлениях местные ведущие доставали палкой плоды с дерева, а местные певицы одинаково старательно взвывали в конце твиста. Взвывание стало всеобщим. Постепенно новой исполнительской манерой было заражено все местное население. Взвывание захватило разговорную речь. Общественность послушала-послушала — и взвыла. На сей раз от негодования. Появились первые меры по борьбе с обезьянничаньем. Воющий стиль был объявлен вне закона. Наиболее неисправимых его последователей ловили и тут же съедали.
Но обезьянничанье — не тот порок, с которым легко бороться. Всеобщее подражание, заимствование, обезьянничанье и попугайничанье (бедные птицы тоже не остались в стороне) приняло поистине планетарные масштабы... Прошли века. Тяжкий порок обезьянничанья перешел к нам, людям, от наших симпатичных и хвостатых предков. Что касается прямого воровства — то его придумали уже люди.
...А теперь поговорим серьезно. Что вы сделаете, обнаружив, что некий субъект спокойно орудует в ваших карманах, пока вы любезничаете с попутчиками по трамваю? Вы, очевидно, гневно обернетесь к субъекту и еще до прихода старшины успеете съездить его разик-другой по физиономии. Теперь другой вопрос. Что вы сделаете, обнаружив, что некий субъект, не покраснев, украл вашу песенку, ваш фельетон, вашу репризу? Вы, очевидно, гневно подступите к субъекту и...
Не торопитесь. Один обокраденный — молодой коверный Андрей Н. съездил. Вернее, как он сам пишет в редакцию, «будучи в возбужденном состоянии, применил единственный оставшийся, с моей точки зрения, действенный метод — метод физического воздействия». И ничего хорошего не получилось. Возбужденного правдолюбца осудила общественность. Его долго прорабатывали в месткоме. Грозили пальцем и брали обещание больше не возбуждаться.
Правильно прорабатывали и правильно грозили пальцем! И мы должны его осудить. В самом деле: искусство, тонкая, можно сказать, сфера, всякое там перевоплощение, вдохновение, самовыражение, и вдруг — «метод физического воздействия». Не к лицу это культурному человеку и тем более артисту.
А с другой стороны, жалко правдолюбца. Ведь молодой коверный Н. неоднократно предупреждал, просил, умолял своего коллегу К. Просил об одном — не воровать у него его персональных, авторских реприз. Просил в Сочи. Умолял в Ростове. Слал слезные письма. А в Москве не выдержал и — «применил метод».
И не только он один стоял в тот вечер перед вороватым субъектом. За его спиной незримо присутствовали обокраденный Юрий Никулин и обворованный Евгений Бирюков. И верю, по-человечески верю, что и им хотелось приложить руку к физиономии субъекта. Что из того, что дело происходило не в трамвае, и мелкий жулик имел довольно-таки известные имя и фамилию и собственную афишу! Воровство есть воровство.
Мы делаем стыдливые мины. Мы производим губами некий звук — «фи!» Мы краснеем и отечески журим плагиаторов и пакостников. Мы делаем вид, что плагиат и обезьянничанье — это надоедливый, но не такой уж социально-опасный порок. Ну, подумаешь — украл репризу. Просто — руки чесались...
Мы такие добренькие. С далеких доисторических времен мы не придумали ни одной действенной меры для борьбы с подобным безобразием. Съедать плагиатора сегодня, в двадцатом веке, неудобно. И, наверное, не так уж вкусно. Вот мы и отходим в сторону. И оставляем хорошего, честного парня Андрея Н. один на один с подлостью. А честный парень — что он один может? У него же всего две руки. Хотя — как вы успели заметить — довольно крепкие...
Но давайте разберемся — так ли уж виноват Андрей Н. в своем недозволенном гневе? Спереть кошелек — это и значит спереть кошелек. Но спереть номер — это значит обокрасть не только одного артиста. Он, артист, может, еще выдержать, он талантливый — в отличие от бездарного жулика. Он вздохнет, в сердцах ругнется и придумает что-нибудь новое. Однако спереть номер — это значит еще обворовать целый зал зрителей. И этот зал, и следующий, и очень-очень много ожидающих доверчивых глаз и ушей, которые ждут от искусства нового, неповторимого, а получают — сворованные и переворованные номера, интермедии, жесты.
Большой артист, которого все мы очень любим, со слезами на глазах рассказывал своим друзьям о том, что произошло с ним в одном областном городе. В этом городе он появился впервые. Он ждал встречи с городом. Город ждал встречи с ним. Но встречи не получилось: уже после его первых интермедий по залу пошли разговоры, смешки. И чем дальше, тем больше...
В чем дело? — спросил потрясенный артист в перерыве. — Чем я заслужил пренебрежение публики?
— Да нет, — отвечал администратор, пряча глаза. — Мы-то вас любим по-прежнему. Только слушать вас публике нет никакого резона. Вы же исполняете репертуар артиста Г. А он тут за неделю до вас гастролировал...
Так вот — поговорим серьезно. Чем, какими мерами измерить урон, нанесенный большому артисту, ожидавшей его публике, нанесенный, наконец, искусству — тот урон, единственным виновником , которого был жуликоватый гастролер?
А что прикажете делать заслуженному артисту Азербайджанской ССР жонглеру Хосрову Абдуллаеву, у которого беззастенчиво — вплоть до реквизита, до жестов и манеры держаться на манеже — позаимствовал номер артист Р.? В каком городе Хосров Абдуллаев напорется на зрительский смешок, на ироническую улыбку? И в каком городе уйдет с середины спектакля молодой и горячий любитель искусства, махнув на все рукой и решив, что все жонглеры — халтурщики и эпигоны?
Мелкие жулики делают большое и темное дело. Они подрывают у зрителей уважение к искусству. Они крадут у артистов уверенность в себе, жажду к творчеству, к поискам, к работе. Ведь та же игровая реприза, сворованная у Юрия Никулина — это не пустячок, не безделица. Игровые репризы — драгоценный и редкий жанр — вынашиваются буквально годами, а наиболее удачные — появляются раз в два-три года. Можно ли спокойно работать, тратить уйму сил и энергии, не будучи уверенным, что результат твоего труда не украдут на первом же спектакле?!
Заимствуют тексты. Заимствуют оформление. Заимствуют манеру исполнения. И если эта воровская деятельность не приняла еще, к счастью, планетарного масштаба, то результаты ее, увы, слишком часто лезут в глаза. И не случайно я каждый раз, упоминая о том или ином жулике, прямо называл его жуликом. Я прошу редакцию не вычеркивать этих слов. Плагиаторы должны знать, что мы о них думаем.
Редакция попросила меня сделать последнее снисхождение — заменить фамилии любителей чужого добра одной буквой. Может, опомнятся. Ну, что ж — пусть опоминаются. Но пусть и узнают себя! Буквица — вещь прозрачная, и сами плагиаторы и их товарищи по работе узнают их. А буде кто из них возмутится свыше меры и захочет выяснить отношения с автором фельетона — пожалуйста. Прошу редакцию дать мой домашний адрес.
Прошу также напомнить, что в прежние времена за слово «жулик» вызывали на дуэль. Пусть вызывают! Но приду я не один. Вместе со мной придет Андрей Н., придут Никулин, Бирюков и Абдуллаев; отменив концерт, примчится артист, которого так незаслуженно безразлично встретили в одном областном городе. И перевес, пожалуй, будет на нашей стороне.
В конце концов, правильно сказал один писатель: человек действительно произошел от обезьяны, но слишком часто это показывать, право же, не стоит.
ВИКТОР ОРЛОВ
Журнал Советский цирк. Июль 1966 г.
оставить комментарий