Передвижные цирки-шапито - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Передвижные цирки-шапито

ПРЕМЬЕРЫ В ЦИРКАХ-ШАПИТО

Издавна известно, что приезд цирка в город всегда становился праздником. В наши дни это тоже событие, и событие радостное. А вот автору этих строк не повезло. Заказанный ему очерк о торжественных открытиях сезона в передвижных цирках, об их радостных встречах с первыми зрителями не получился — писать было не о чем.

Так уж вышло, итоге большинстве цирков, в которых мне довелось побывать, премьеры проходили в весьма нервной обстановке — иные артисты вовсе не прибыли к открытию, а приехавшим не хватало времени на репетицию.

Особенно запомнилась мне премьера в Орджоникидзе. Мало того, что метель накануне покрыла белым покрывалом большое шапито цирка «Арена», но и открывать его приходилось, имея всего семь номеров. Директор В. Печенюк все же решил не отменять представления. Ведь из двух тысяч зрителей многие приехали издалека. И вот клоуны — заслуженный артист Армении Р. Акопян с партнером Р. Каримой — стали исполнять в паузах подряд по три-четыре репризы, и только благодаря их стараниям представление не сорвалось.

Не легкими были премьеры и в Новочеркасске и в Николаеве.

По самым разным причинам в половину передвижек не приехали режиссеры. Поэтому и обошлись там без постановок праздничных парад-прологов, сборные программы не были сведены в единые творческие коллективы.

Почему же так случается, и уже не первый год? Позже в Москве работники отдела эксплуатации цирков рассказывали мне, как все у них было хорошо продумано и спланировано.

Конечно, в таком сложном деле, как управление многотысячным артистическим «конвейером», все до мелочей заранее предусмотреть невозможно и нет гарантии от неожиданностей. Но нельзя же, чтобы хорошо продуманные планы из года в год не воплощались в жизнь.

Я побывал во многих шапито, говорил с сотрудниками, артистами и, конечно, с директорами. Думаю, если внимательно прислушаться к советам специалистов, то от многих недостатков и просчетов можно избавиться.

ПЕРЕЕЗЖАТЬ НАДО БЫСТРО

Раньше у директора передвижки были две задачи, определявшие успех его работы. Первая — формирование полноценной программы, ведь в стране было много летних цирков и для всех не хватало хороших номеров. Вторая, не менее сложная задача,— быстро переезжать из города в город.

Сейчас, когда вдвое выросло число зимних стационаров и сократилось количество летних, стало возможным формировать отличные программы для передвижек. И если не считать неудач в начале сезона, то нельзя не отметить, что качество представлений в цирках-шапито резко возросло.

Зато вторая проблема — переезды — стала много сложнее.

Недавно я слышал, как один директор стационарного цирка позавидовал директору передвижки.

— Хорошо тебе, — говорил он, — как только сборы начинают падать, разобрал свое хозяйство и переехал в соседний город. А мне куда даваться? Увеличили мне сезон на месяц, а народ на идет, и в другой город мою каменную махину не перетащить.

Этот директор, конечно, шутил. Однако, комментируя эту шутку, должен отметить, что и директору передвижки отнюдь на тек легко «разобрать свое хозяйство и переехать». Позволю себе привести ряд фактов.

С каждым годом растет среднее время, затрачиваемое цирком-шапито на один переезд. Если пятнадцать лет назад оно было менее недели, а в 1978 году равнялось девяти дням, то в прошлом году — в среднем десяти дням. На пятьдесят дав переезда всех четырнадцати цирков было затрачено 533 дня! Ведь надо учесть — переезды осуществляются в разгар рабочего сезона, теряются погожие летние дни, подолгу простаивают артисты. 

Понижение мобильности объясняется разными причинами. Одна из них та, что за последние двадцать лет конструкции шапито но изменились, их разборке и сборка — дело весьма трудоемкое. А если учесть, что а других отраслях на помощь рабочим приходит новейшая техника, то станет ясно, насколько трудно набирать сейчас бригады рабочих для монтажа и погрузочных работ. Все меньше охотников на эту тяжелую неквалифицированную работу.

Конечно, можно и сейчас предпринять некоторые меры/ чтобы ныне эксплуатируемые конструкции стали несколько легче и удобнее. Опытные шапитмейстеры П. Зайцев, В. Катаев, В. Харьков и другие делились со мной своими мыслями. У них есть хорошие предложения. Вероятно, назрела необходимость создать в Союзгосцирке инженерную группу для обобщения этих предложений. И еще: с каждым годом тяжелеет багаж цирковых номеров, у дрессировщиков становится все больше животных, используемых лишь в репетициях. Для цирка в целом это, видимо, неплохо — готовятся новые произведения. Но директорам передвижек остается только надеяться, что отдел эксплуатации цирков станет подбирать для них программы наиболее легкие для размещения и перевозки.

Однако основная причина длительности переездов — в их дальности. Передвижки шестидесятых годов чаще всего переезжали на близкие расстояния и на своем автотранспорте, а теперь большинство переездов — дальние и к тому же по железной дороге.

ИСТОРИЯ И ГЕОГРАФИЯ

Передвижным циркам с каждым годом все сложнее выполнять производственные планы, Во многих крупных центрах, где они ранее работали, теперь построены стационарные цирки. Приходится искать другие города, выходить на новые маршруты.

Новые маршруты, новые города — что может быть лучше! Но как прокладываются эти маршруты?

Передо мной карте пашей страны с нанесенными на ней пересекающимися, а порой и идущими навстречу разноцветными линиями. Это схема движения передвижных цирков за три года, включая нынешний.

Не следует искать в этих линиях какую-нибудь закономерность. Наоборот, можно увидеть, что самый маленький цирк «Огни манежа» ежегодно открывается в полумиллионном Ульяновске, а крупные цирки путешествуют порой по небольшим городам.

Многие директора не расположены сейчас к смелым географическим открытиям. В последнее время передвижные цирки гастролировали, как правило, в одних и тех же проверенных ста городах. За три года к ним прибавилось не более десятке, увидевших искусство арены впервые.

В «Радуге» до сих пор диву даются, вспоминая, как два года назад, рискнув встать в незнакомом райцентре Светловодске вдруг успешно там отработали. А чему удивляются? Ведь давно известно, как радостно принимают в любом городе первый цирк, первых артистов.

В рабочий сезон бывают и сверхдальние переезды. Например, в этом году по плену цирк «Старт» должен был следовать из Читы в Чернигов, а цирк «Темп» навстречу «Старту» из Кургана в Улан-Удэ. А ведь «Старту» из Читы до Улан-Удэ рукой подать. Можно было бы ему там остановиться и отработать вместо «Темпа», а поздней осенью, уже без артистов, не спеша, следовать в Чернигов.

В последние годы многие передвижки, начав сезон в южных городах, совершают затем дальнее переселение куда-нибудь на север и, проведя там лето, возвращаются вместе с артистами для завершения сезона обратно в теплые края. Здесь цирки становятся на консервацию.

А может быть, стоит подумать: так ли уж нужно всем передвижкам в период активной работы совершать эти дальние, отнимающие по 11—13 дней, переезды. Не лучше ли на севере закончить сезон на несколько дней раньше, чем на юге, но зато ехать на консервацию уже без артистов? Это, несомненно, обойдется дешевле. А южные города, в которых так часто зимуют, немного «отдохнут» от них, зато потом, года через три, с удовольствием посмотрят новую программу.

В разговоре многие директора высказывались за определенные зоны гастролей, им бы хотелось также, чтобы зоны объединяли, по возможности, близлежащие города. Тогда переезды станут совершаться быстрее и автотранспорт свой будет использоваться производительнее — ведь сейчас многие автомашины путешествуют на железнодорожных платформах. И все из-за дальних перегонов! Ну разве это рациональное использование транспорта? Не пустая ли это трата средств?

А теперь вернусь к началу статьи.

Помните, как опаздывали артисты к открытию сезона, как трудно приходилось директорам? А происходило это в большинстве случаев из-за того, что ехали артисты издалека. В результате опаздывает на несколько дней отправленный из Кирова в Николаев багаж клоунской группы под руководством Г. Афанасьева, аттракцион «Дрессированные медведи» заслуженного артиста РСФСР В. Тина из Фрунзе в Севастополь прибыл через девять дней после премьеры, а из Новосибирска в Орджоникидзе вовремя не приходит вагон с багажом группы жонглеров, руководимых И. Абортом...

Мне кажется, полезно вспомнить и о бытовавшем прежде оперативном обмене программами между цирками шапито, гастролировавшими в соседних городах, например в Николаеве и Херсоне или Ульяновске и Сызрани.

А вот и еще одно интересное предложение. В прошлом году на страницах нашего журнала заслуженный артист Грузинской ССР А. Мчедлишвили предлагал закрепить за некоторыми зимними стационарами конструкцию передвижки. Тогда руководство стационара сможет летом работать с передвижкой, как со своим филиалом, в ближайших городах. В этом случае и у программы ни одного дня простоя, и многочисленный штат, в том числе режиссер и оркестр, будут при деле, и лишний багаж и животных можно не возить, а оставлять в стационаре.

Хорошо бы провести такой эксперимент хотя бы одному цирку, например Иркутскому в Ангарске и Черемхово или Новокузнецкому в городах Кузбасса.

ПЕРЕДВИЖНЫЕ ЦИРКИ СМОТРЯТ В БУДУЩЕЕ

Последнее двадцатилетие было периодом небывалого творческого подъема советского цирка, признания его на всех манежах мира. Неизмеримо возросла н материальная база, построены десятки новых, оборудованных по последнему слову техники цирков-дворцов, а при них комфортабельные гостиницы для артистов.

И только число передвижных цирков, весь их внешний облик и оснащенность, все условия работы в них артистов остались прежними. Сегодня цирки-шапито мало чем отличаются от тех, что путешествовали по стране в начале шестидесятых годов.

Отчего так происходит?

Чтобы получить ответ на эти вопросы, я встретился с начальником производственно-эксплуатационного управления Союзгосцирка Ф. Михайловым. Однако он высказал мнение, что, поскольку «независимо ни от чего, передвижные цирки финансовый план выполняют, то для беспокойств и выступления в журнале нет основания».

Но, во-первых, имеется в виду суммарное выполнение плана сразу всеми цирками-шапито, а не каждым в отдельности, а во-вторых, разве в оценке работы зрелищных предприятий это единственный критерий?

Поэтому можно сожалеть, что до сего времени принижается значение режиссуры в передвижных цирках. Казалось бы, наоборот, там, где артистам работать труднее и где весь сезон сохраняется основной состав труппы, роль режиссера могла бы быть особенно велика. Видя растущие запросы наших зрителей, нельзя себе представить будущую жизнь цирков-шапито без серьезного творческого руководства.

Уже много лет институт Гипротеатр работает над проектом современного передвижного цирка, над модернизацией и облегчением конструкций, над механизацией монтажных и погрузочных операций. Большие надежды возлагаются на этот проект.

Верится, что недалеко и то время, когда десятки передвижных цирков станут украшением городов. Шапито видятся уже не скучно-серыми, а красочными, разноцветными. Яркие гирлянды огней создадут вокруг радостную атмосферу.

А тот шутник директор большого стационара был недалек от истины. Действительно, способность цирков-шапито к передвижению дает огромное преимущество и открывает перед ними большое будущее. Когда они обретут способность к быстрым переездам, то и жители небольших городов смогут увидеть настоящее искусство арены.

И поэтому деятельность цирков-шапито заслуживает уже сегодня самого пристального внимания.

К. АЛЕКСЕЕВ

оставить комментарий

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования