В степи под Херсоном
Тропа в мир прекрасного.
Слово «филармония» составлено из двух греческих слов: «люблю» плюс «гармония». Все словари и справочники услужливо разъяснят вам, чем обязана заниматься филармония. Организацией концертов и пропагандой музыкального искусства. Вторую половину ее обязанностей можно выразить иначе — она должна заниматься эстетическим воспитанием, которое является одним из средств формирования гармонически развитой личности. О практике организации концертов в Херсонской областной филармонии мы уже говорили в предыдущем письме*.
* См. «Советскую эстраду и цирк», № 9 (108).
Поразмыслим теперь на примерах из ее жизни об обязанностях, отнесенных на второе место, к сожалению, не только в словарях. Увиденное и услышанное в Херсонской степи требует обобщения, наводит на мысли о самом необходимом для всех филармоний, призванных в первую очередь воспитывать у людей, особенно на селе, чувство понимания прекрасного. Подчеркиваю особенно на селе, ибо в городах есть театры, картинные галереи, концертные и лекционные залы.
В Херсонской области мне довелось услышать лекцию-концерт у колхозных рыбаков на крохотном острове Яношов. Небольшая группа артистов (два певца, две певицы, аккордеонист) и лектор три часа добирались туда на катере. Потом еще около часа плыли на утлой посудине, гордо названной ее капитаном «мотофелюгой». В дельте Днепра, именуемой жолобом, к нам начали подстраиваться лодчонки. Одна за другой, они, как утки, выныривали из камышей. Рыбаки цеплялись к фелюге буксиром и, бросив весла, тотчас засыпали, утомленные ночным ловом. Обгоняя нас, промчалась тарахтучая моторка — на концерт спешил бригадир.
Темой лекции и концерта были любимые произведения Владимира Ильича Ленина. Под низким потолком единственной на островке избушки звучали революционная «Варшавянка» и лермонтовский «Парус», русская «Тройка» и песня Торопа из оперы Верстовского «Аскольдова могила», песня Вильбоа на слова Языкова «Нелюдимо наше море» и хабанера Кармен. Лектор Николай Бурлак говорил о том, какую глубокую радость, взволнованные и добрые чувства вызывала у Ленина музыка. Лекцию слушали старики с задубленными ветром коричневыми лицами и юные мужественные парни. Слушали как-то очень старательно и уважительно. Никто даже не закурил, хотя обстановка к этому располагала. Сидели кто на корточках у стены, кто на койке, потому что другого подходящего для концерта места, кроме общежития, на острове не было.
После лекции артисты исполнили еще несколько песен по желанию слушателей. Прощаясь, пожилой рыбак сказал торжественно, как на митинге, и очень искренне:
— Спасибо, товарищи, от души спасибо!
Это происходило на отрезанном от «большой земли» острове, где тридцать колхозных рыбаков живут все лето без радио и телевидения (кстати, могло бы быть и то и другое), где люди истосковались по песне и музыке. И в тот же день лекция-концерт была повторена в клубе районного центра, но там уже наблюдалась иная картина. В неполном зрительном зале слушали рассеянно, разговаривали. Молодые ребята выходили курить, бесцеремонно хлопая дверью, некоторые дымили, не вставая с мест. Ни лекция, ни концерт не увлекли, не захватили зал, хотя Николай Бурлак, лектор весьма эрудированный, старался, как говорится, изо всех сил.
Оставим в стороне неуважительное отношение к труду артистов и лектора — это предмет специального разговора. Попробуем разобраться, почему многие в зале слушали лекцию-концерт невнимательно, без особого интереса? Может быть, в клубе собрались люди, избалованные радио- и телевизионными передачами, которым не импонировал, скажем, «Соловей» Алябьева под аккомпанемент аккордеона? Но почему тогда на недавний концерт камерного оркестра в том же районном центре Голая Пристань пришло немногим более двадцати человек? Мне думается, дело в том, что слушать и понимать серьезную музыку или заинтересованно воспринимать серьезный разговор о ней здесь не привыкли, не научились.
И, конечно, одной-двумя лекциями полного, глубокого понимания не достигнешь. Такое понимание может прийти лишь после прослушивания целого цикла лекций-концертов по абонементу, разработанному филармонией.
Однако почему одну и ту же программу по-разному слушали на острове и в районном центре? Тут, как мне кажется, сказались чисто внешние причины. На Яношове, в небольшой комнате и при малом количестве слушателей, лекция приняла характер интимной непринужденной беседы. А в Голой Пристани в зрительном зале было уже не тридцать человек, а по меньшей мере сто — захватить и держать такую аудиторию в течение полутора часов гораздо труднее. К тому же, многие пришли в клуб, где-то рассчитывая на обычное эстрадное представление. И в такой ситуации сразу стало очевидным несовершенство построения лекции-концерта.
Ведь как выглядит лекция-концерт? Выходит на сцену лектор, отговорит свое, поставив точку. Выходит певец, исполняет арию или песню. Снова лектор, и снова певец... Нет драматургической связи между рассказом и музыкальными номерами, они как бы распадаются, существуют разобщенно. Это дробило общее впечатление, оскучняло и лекцию и концерт. Короче, не было умелой руки режиссера, который собрал бы все воедино, придал лекции-концерту завершенную форму. Но может ли филармония обеспечить такое положение, чтобы в создании каждой лекции-концерта участвовал режиссер? Чаще всего нет. Так называемая лекторская группа во всех без исключения филармониях — дитя любимое, но убогое. Сельский абонемент не может да и не должен превышать определенной стоимости. Укладываться же в эту сумму приходится либо за счет низких ставок исполнителей (значит, качества исполнения), либо покрывать убытки эстрадными концертами.
Херсонская филармония, к примеру, богатая. Она позволяет себе роскошь содержать хороших певцов. Вот состав ее лекторской группы: сопрано Дина Давыдова — певица с двадцатилетним опытом, меццо Алла Лундышева работала в оперетте, баритон Михаил Дядченко окончил Львовское музыкальное училище, тенор Борис Шипелин учился в консерватории, пел в опере. Аккомпанирует им во многих концертах струнный квартет, для которого нужно перекладывать музыку (тоже расходы). Кстати, того же Бориса Шипелина с трудом уговорили отказаться от выступлений в эстрадных концертах и работать в лекторийной группе. Уговаривать артистов приходится потому, что в лектории нет ни премий, ни перевыполнения норм выступлений.
Вообще-то получается странная вещь: филармония не может увеличить число концертов-лекций, даже если на них повысится спрос. Ведь чем их больше, тем непосильнее станет убыток. Лекция-концерт Херсонской филармонии для колхоза или совхоза стоит 81 рубль, а по себестоимости обходится в 120—130 рублей. Парадоксально, но факт: по убыткам от лекторской работы можно судить о росте благосостояния самой филармонии. Можно ли при таких условиях хотя бы мечтать о приглашении режиссера для лекторской группы! Несправедливо было бы думать, что в Херсоне не ищут новых форм организации лекторской работы. На совещании в Киеве херсонцы внесли предложение обмениваться лекциями-концертами с соседними филармониями, составить кустовой тематический план. Польза обмена очевидна: это позволит расширить тематику, даст больше времени на подготовку каждой лекции-концерта. За дельное предложение в Министерстве культуры похвалили, а дело не сдвинулось.
Прошедшей весной художественный руководитель филармонии Юрий Александрович Блюмберг напомнил об этом письмом. «Год назад директор и худрук Херсонской облфилармонии, — писал он, — внесли предложение об обмене музыкальными лекториями и организации конвейера по Украине с тем, чтобы каждая филармония готовила одну-две темы. Несмотря на то, что это предложение было принято, до сих пор по реализации его ничего не сделано». На пяти листах Влюмберг вторично доказывал, как в новых условиях сделать лекции-концерты интереснее и доходчивее. «Очень хотелось бы узнать Ваше мнение...» — обращался он к начальнику управления музыкальных учреждений республиканского министерства Владимиру Александровичу Перунову. Однако в конце лета, когда я была в Херсоне, ответа из Киева еще не последовало.
Директор филармонии Илья Семенович Добрынин делился со мной мыслью о кинолектории. Мысль, заслуживающая внимания. Например, из фрагментов фильмов «Евгений Онегин», «Иоланта», «Пиковая дама» можно составить иллюстрацию к лекции о музыке Чайковского. Московская студия научно-популярных фильмов начала выпускать творческие портреты наших лучших музыкантов-исполнителей. Но, вероятно, получить такой киноматериал без помощи Министерства культуры тоже вряд ли удастся.
Или взять сельский лекторий в школах. Надо ли сейчас кому-то доказывать, что музыкальное воспитание необходимо детям, что вкус и любовь к серьезной музыке глубже укореняются в раннем возрасте? Однако доказывать приходится, и не кому-нибудь, а руководителям районо, директорам школ; Одной из первых на Украине открыла Херсонская филармония абонементы лектория для учеников младших и старших классов в селах. Второй год проводятся в сельских школах «музыкальные часы». Тема их согласуется с учебной программой по литературе. Так складывается комплекс художественного воспитания детей. Хорошее начинание? Замечательное! Но добровольно взвалив на себя эту заботу о подрастающем поколении, Херсонская филармония добавила себе лишь убытков, хлопот и... нареканий.
Школьный лекторий самый убыточный, и приходится, скрепя сердце, брать у сельских ребятишек по 10-15 копеек входной платы. Одних ребят родители пускают на концерт, других нет. И доброе воспитательное дело не прививается. Поэтому в районо и школах отмахиваются от администраторов филармонии, как от мух. «На следующий год не приезжайте: вы нам не нужны», — заявил работникам филармонии, как рассказывал мне администратор И. Гинзбург, заведующий Скадовским отделом народного образования В. Вишневой.
Один товарищ Вишневой, разумеется, не решает, что нужно и что не нужно. Но факт остается фактом: в благородном и нужном деле эстетического воспитания молодежи филармония далеко не всегда получает помощь и поддержку. Сейчас много и повсеместно говорят о том, что основой музыкального воспитания детей и подростков должны стать школьные занятия. В этой связи сетуют на нехватку квалифицированных педагогов-музыкантов. Так, может быть, пока таких кадров еще не хватает, лекторы филармоний и могли бы восполнить этот пробел в эстетическом воспитании сельских школьников.
Любое воспитание, в том числе музыкальное, лучше всего начинать сызмальства. Грамоту человек постигает в ребячьем возрасте, и потом на всю жизнь чтение становится для него органической потребностью. Так, «с букваря», должно, очевидно, прививаться и чувство прекрасного, умение слушать и понимать серьезную музыку.
В. ЛЕБЕДИНСКАЯ, спецкор «Советской эстрады и цирка»
Журнал Советский цирк. Октябрь 1966 г.
оставить комментарий