Высокое призвание
Цирковое искусство — глубоко народное и массовое искусство, народ любит его. Да и как не любить это древнее и вечно молодое, яркое, радостное, многожанровое искусство, создающее в целом обрез гармонически развитого человека, демонстрирующее его красоту, силу, мужество, бесстрашие!
На фото. Обложка журнала Советский цирк. Март 1963 г.
А сколько искреннего веселья доставляет людям остроумная шутка забавного клоуна. Бьющая не в бровь, а в глаз сатира всегда вызывает одобрительный отклик у зрителей. Из цирка человек выходит отдохнувшим, жизнерадостным, с приподнятым настроением, У него возникает ощущение, будто и сам он легко может выполнить сложные трюки, с непринужденностью и мастерством проделанные артистами под куполом и на манеже. В этом эмоциональная сила нашего циркового искусства, освежающего, дающего заряд бодрости, вдохновляющего советских людей на труд, на великие свершения в деле строительства коммунизма.
О популярности и массовости циркового искусства говорят объективные свидетели — цифры. В течение прошлого года было показано 30 тысяч представлений, на которых побывало более 35 миллионов зрителей. Немало цирковых представлений состоялось на стадионах, в цехах заводов и на строительных площадках, в колхозах и совхозах, в степных поселках целинных земель, на далеких рыбных промыслах, иногда прямо в открытом море на судах. И повсюду зрители принимали мастеров манежа горячо, проявляя большой интерес к цирковому искусству. Такой тесный контакт с народом налагает на артистов цирка большую ответственность. Они, равно как и все представители советского искусства, призваны помогать партии в деле воспитания людей, формирования нового человека, строителя коммунистического общества. Поэтому очень важно, чтобы все цирковые представления были на высоком уровне идейности, подлинной художественности, отвечали принципам социалистического реализма.
Партия и правительство уделяют большое внимание советскому цирку. Опытные преподаватели учат молодежь. Строятся новые цирки-дворцы, оснащенные последними достижениями техники, удобные гостиницы для мастеров манежа, улучшаются условия работы и быта цирковых артистов. Зарубежные гастроли мастеров арены являются свидетельством высокого доверия партии и правительства к деятелям циркового искусства, возлагают на коллективы цирка серьезную ответственность. Они призваны прославить советское искусство и упрочить культурные связи с народами других стран. Выезжая за границу, артисты цирка получают возможность обменяться опытом с зарубежными мастерами, воспринять лучшие их достижения.
На заботу и внимание работники советского цирка отвечают упорной работой над совершенствованием номеров, поисками новых форм выражения своих творческих замыслов. В конце этого года будет проведен Всесоюзный смотр лучших достижений. У нас есть что показать на этом смотре. Свой долг перед народом, перед партией артисты советского цирка выполняют с честью. Но можем ли мы с чистой совестью сказать, что все в нашем коллективе гладко — без сучка и без задоринки? Сейчас мы все еще взволнованы впечатлением от важного события в идейно-творческой жизни страны. Совсем недавно произошли встречи руководителей партии и правительства с деятелями литературы и искусства. Состоялся серьезный, дружеский разговор, во время которого обсуждались важные современные идейно-художественные проблемы, подверглись критике пороки и заблуждения некоторых представителей советского искусства. Речь шла о чистоте нашего идейного оружия, о высоком призвании и долге советских деятелей искусства, о верном и единственно правильном пути служения народу.
На фото. Обложка журнала Советский цирк. Март 1963 г.
Перебирая в памяти вопросы, остро поставленные на этой встрече, хочется еще раз критически пересмотреть имеющиеся у нас недостатки и промахи. Партия учит, что искусство с элементами уродства, извращения художественной формы, нарочитой усложненности и оригинальничанья не может дойти до сердца и сознания зрителей, а следовательно, и не выполнит своей основной — воспитательной роли. Начнем с самого, казалось бы, незначительного — с разговора об афише представления. Нечего греха таить, бывают иногда такие рекламные плакаты, от которых воротит глаза. На афишах нарисованы эдакие уродцы с маленькими головами, короткими ногами и непропорциональным туловищем. Трудно поверить, что это изображен человек, скорее всего — какая-то абстракция. Подбор токов и красок грубый, безвкусный, аляповатый. Он раздражает зрение. Такая афиша не привлечет зрителя, а, наоборот, оттолкнет его. Спрашивается — зачем тогда она нужна? Созданием формалистических произведений в «западном стиле» грешит художник М. Гордон. Есть у него и последователи. Хочу подчеркнуть, что реклама — не пустяшное дело. Она на виду, на нее смотрят тысячи глаз. А все, что становится достоянием народа, призвано развивать у людей хороший вкус.
Дурной вкус, привитый буржуазной идеологией на почве западной культуры, протаскивается иногда в музыкальное оформление отдельных номеров и представлений. Некоторые дирижеры, при попустительстве руководителей цирков, исполняют на представлении пошлые, упадочнические мелодии из буржуазных кабаре, услаждающие слух пьяных кутил, но чуждые советским людям (дирижер передвижного цирка № 6 Г. Аваков). Протаскивают так называемую и «реберную», музыку — набор механических звуковых комбинаций, воющих и стонущих музыкальных возгласов. Иные дирижеры, не являясь композиторами, все же занимаются сочинительством (дирижер Симферопольского цирка Б. Татишвили). Часто из-под их пера на нотной бумаге появляются разновидности рок-н-ролов. Да и понятно почему. Чтобы создать подлинную, стройную мелодию, необходимо обладать мастерством, композиторским талантом. За музыкальное оформление номеров и представления ответственны не только дирижеры, но и режиссеры и директор цирка. Однако некоторые художественные и административные руководители или действительно не понимают, или только делают вид, что не понимают, какой вред наносит их попустительство.
Иногда сами артисты требуют, чтобы их номера озвучивались музыкальными записями, купленными из-под полы. В Ленинградском и Симферопольском цирках, например, дирижеры порой идут на поводу дурного вкуса некоторых артистов, исполняя низкопробные пошлые произведения джазовой музыки неизвестных зарубежных композиторов. В результате хорошие номера артистов Замоткиных, Виркаус, Г. Адаскиной и Владимировых искажаются — музыка не соответствует их содержанию. Не менее ответственна на манеже роль клоуна. От смешного до глупого — один шаг. А глупость легко может граничить с пошлостью. Порой коверные нарочито оглупляют свои репризы и трюки, коверкают русский язык, напрокат у прошлого берут грубые, плоские шутки цирка Дротянкина времен 1912—1913 годов. Эти шутки еще могли тогда потешать тупых купцов и неграмотных мастеровых. Но зритель теперь уже далеко не тот, каким был 50 лет назад. Это обязаны помнить и понимать сами артисты и руководители цирка. Вероятно, каждый бы из них крайне удивился, если бы на улице увидел мужчину в сюртуке или женщину в салопе. Так почему же не вызывают у них законного удивления и протеста нафталинные шутки полувековой давности?
Выступая на манеже, клоуны иногда допускают отсебятину, опошляют текст реприз. Особое пристрастие к этому имеет коверный А. Стуколкин. Его уже критиковали в печати, но он по-прежнему продолжает знакомить зрителей со своим доморощенным творчеством. Свыше двадцати лет разрывая на манеже тряпку, имитирует звук лопнувших по шву брюк клоун К. Мусин. С той же репризой выступают артисты В. Байдин и П. Копыт, но исполняют они ее грубо и примитивно.
Ряд артистов чрезмерно увлекается обыгрыванием на все лады «пол-литровой» темы. Так, бутылка водки наряду с загорающейся ниже поясницы электрической лампочкой занимает видное место в репертуаре коверных Г. Карантониса и Ф. Либина. Нередко с этой пол-литровой темой некоторые коверные пытаются выступать даже на представлениях для детей. Пошлости, халтуре не должно быть места на манеже. Особенно они недопустимы на детских представлениях. Память ребенка очень восприимчива. Дети легко запоминают и повторяют неудачные шутки клоунов. А потом мы только удивляемся: откуда у наших ребят такой исковерканный, грубый язык? Клоун советского цирка не имеет морального права подходить с отсталыми мерками к современной жизни. Он обязан замечать наши недостатки и обращать на них внимание зрителей, но не для того, чтобы зубоскалить и порочить, а для того, чтобы, изобличая, помогать народу преодолевать трудности на пути к великой цели.
Все, что на первый взгляд может показаться даже мелким недочетом, все, что не продумано творчески и идейно не осмыслено, вредит большому делу. Конечным итогом общей работы коллектива должно стать цирковое представление высокого идейно-художественного уровня. Этому предшествует вдумчивая творческая работа артистов, режиссеров, художников, писателей, композиторов и руководства цирка. Недостаточное внимание хотя бы к одному из компонентов создаваемого представления может зачеркнуть всю проделанную работу. Представление будет хорошим и доходчивым лишь тогда, когда арена красиво оформлена, номера режиссерски прокорректированы, со вкусом одеты артисты, звучит мелодичная музыка и т. д. В цирковом лексиконе существует понятие: «трюки». Это большое, подлинное искусство — умение владеть натренированным телом, обостренное чувство расчета и ритма. Но есть н другое понятие в богатом нюансами русском языке: «трюкачество», означающее извращение, утрировку. Трюкачество в любом его проявлении надо изгонять из советского цирка, не давать возможности пошлякам прикрывать его словом «новаторство».
Поддерживать новое, передовое — значит бороться с тем, что мешает росту прогрессивного, не давать сорнякам забивать драгоценные всходы. Все, что уродливо, извращено, утрировано, — чуждо и непонятно народу. В. И. Ленин говорил, подчеркивая новый характер и высокую общественную роль искусства: «Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их». Партия направляет развитие искусства по пути, указанному В. И. Лениным, по пути служения народу, строящему коммунизм.
Ф. БАРДИАН
Журнал Советский цирк. Март 1963 г.
оставить комментарий