Журнал Советский цирк. Январь 1964 г.
#1
Отправлено 22 January 2014 - 14:26
Попросите любого человека перечислить артистов эстрады, которых он знает. Он назовет пять-десять известных фамилий.
Подойдите с тем же вопросом к другому: он повторит те же имена. Почитайте статьи и рецензии об искусстве эстрады, в качестве образцов там будут названы все те же общеизвестные имена мастеров эстрадного искусства. О чем это говорит? Об однообразии вкусов и невежестве зрителей? Или о том, что критики «ленивы и нелюбопытны», не выискивают новые примеры? Нет, прежде всего о том, что больших мастеров эстрады действительно мало; особенно по отношению к количеству эстрадных артистов вообще. Чем же отличаются эти лучшие артисты? Здесь и встает одна из важнейших проблем искусства — об индивидуальности художника.
подробнее
Обложки. Журнал Советский цирк. Январь 1964 г.
«Танец с зонтиками» в исполнении ансамбля «Балет на льду»
Вадим Муратов
Ирина Бржевская
Акробатический этюд - А.Кузнецова и А.Байков
Фото Ю.Зенковича
#2
Отправлено 22 January 2014 - 14:59
Одно из первых выступлений группы Беляковых — акробатов с подкидными досками — проходило на столичной арене в 1935 году. Оно привлекло большое внимание зрителей.
Посмотреть его собрались все свободные артисты. Интерес этот был понятен: давно ходили разговоры о сложном трюке — двойное сальто на третьего, — подготовленном новым коллективом. Официальная премьера Беляковых была впереди. В этот раз их попросили выступить в заключительных представлениях программы. И акробаты решили выполнить двойное сальто с предохранительной лонжей. На арене группа Белякова. Перед самым исполнением двойного сальто акробат И. Девяткин надел пояс предохранительной лонжи, а когда он встал на подкидную доску... лонжа плавно поднялась под купол. Все замерли. Что делать? За доли секунды В. Беляков должен был принять решение. По чуть заметному кивку головы участники номера поняли — будут делать сальто. Все исполнители внутренне подобрались и удвоили внимание — велика была ответственность.
«Ап!» — мгновение — и Девяткин, два раза перевернувшись в воздухе, уверенно встал на живую колонну из трех человек. Раздались восторженные аплодисменты. Такая решительность, смелость, четкость исполнения характерна для всей дальнейшей работы этого коллектива.
Номер был создан Беляковым в 1935 году.
подробнее
Сальто на колонну из четырех человек
Большая колонна
Беляковы на манеже Московского цирка
#3
Отправлено 22 January 2014 - 15:09
Это происходит безошибочно и всегда: в любое время суток, в любом месте, когда звучит радио или патефонная пластинка, магнитофонная лента, человек подымает голову и прислушивается, едва раздадутся первые слова неповторимого женского голоса — голоса низкого и значительного, исполненного скрытого волнения, часто даже тоски, свойственной русской песне...
подробнее
Л. А. Русланова
#4
Отправлено 23 January 2014 - 16:01
То и дело в цирке звучал смех во время групповой клоунады Франческо. В этом номере, построенном в духе старых цирковых традиций, есть и выдумка и находки, и новые остроумные трюки.
В конце прошлого года на арене Московского цирка выступали артисты из Франции. Четвертый раз приезжали они в Советский Союз демонстрировать свое искусство. На этот раз номера их программы были различны по своему мастерству. Одни из них больше понравились взыскательным московским зрителям, другие меньше. Но целиком представление, в котором было много задорного, яркого, смотрелось с интересом. С некоторыми номерами гостей читателей знакомят наши фотографы.
1. Групповая клоунада Франческо
2. Свои трюки под самым куполом цирка воздушные гимнасты на рамке Клеранс проделывают с большой виртуозностью. Большим успехом пользовался у зрителей номер крафт акробатов Карменас. Они работают четко, с завидной легкостью, непринужденно.
3. Конный цирк был представлен жокеями Кароли. Это было красивое зрелище.
4. Симпатию зрителей вызвали юные велофигурстки. Им удалось удачно сочетать езду на велосипеде с упражнениями на кольцах.
#5
Отправлено 23 January 2014 - 16:14
В чем специфика циркового искусства! Этой теме недавно было посвящено творческое совещание, которое созвали Институт истории искусств. Министерство культуры СССР, Союзгосцирк, Центральный дом работников искусств.
Доклад доктора искусствоведения Ю. А. Дмитриева дал интересный материал для содержательного разговора о теории и практике цирка, в обсуждении приняли участие Ф. Бардиан, Н. Ельшевский, С. Дрейден, М. Местечкин, А. Арнольд и другие. Выступавшие подчеркивали, что обсуждение этой серьезной проблемы надо продолжить в печати и на творческих совещаниях и встречах. В этом номере мы публикуем статью Н. Ельшевского. В основу ее положено его выступление на совещании. Практика советского циркового искусства настоятельно требует еще и еще раз возвращаться к вопросу специфики цирка. Чтобы определить специфику циркового искусства, надо решить два вопроса. Во-первых, определить те общие черты, которые связывают его с группой явлений ему родственных. Во-вторых, определить те качества, которые присущи только ему.
подробнее
#6
Отправлено 23 January 2014 - 16:27
Хорошо помню тот день 1918 года, когда рано утром ко мне прибежал мой одноклассник и приятель Гришка Федоров и первым сообщил, что товарищ Ленин объявил декрет о новом календаре.
Мы с этого дня стали жить по новому стилю, сразу перескочив вперед на тринадцать дней. Так как и время тогда по всей Советской России перевели на два часа вперед, то многие у нас в городке еще долго путались в днях и часах. То и дело слышалось: «Значит, я буду в два часа по новому времени 12 числа по старому стилю...» Слыша это, Гришка приходил в негодование:
— Что это еще за «по старому стилю»? — кипятился он. — Вам что, Ленина декрет не указ? Вы все от старой печки танцевать хотите.
подробнее
#7
Отправлено 23 January 2014 - 17:11
Подготовка молодых актеров и режиссеров эстрады — одна из насущных сейчас проблем нашего искусства. Этот вопрос волнует не только саму молодежь, деятелей эстрады — проблема встает шире.
Ей было посвящено одно из последних заседаний Художественного совета по вопросам эстрадного искусства при Министерстве культуры СССР. Мы начинаем этот большой разговор со статьи художественного руководителя и директора Всероссийской творческой мастерской эстрадного искусства Л. Маслюкова. Мне хотелось бы начать разговор о самом наболевшем для меня да и для многих деятелей эстрады — о воспитании молодых актеров и режиссеров эстрады — с голых цифр. Статистика иногда действует сильнее всяких эмоций. Музыкантов в нашей стране готовят 145 музыкальных училищ и 22 консерватории, и, кроме того, существует огромная сеть музыкальных школ-семилеток, дающих начальное музыкальное образование. Артистов драматических и музыкальных театров готовят 9 театральных вузов, 3 театрально-художественных вуза и 5 театральных отделений при консерваториях. Кадры живописцев и скульпторов наша страна готовит в 41 художественном училище и в 30 высших учебных заведениях.
подробнее
ИДУТ РЕПЕТИЦИИю. В Киевской студии эстрадно-циркового искусства. Фото Б.Минделя
Во Всероссийской творческой мастерской эстрадного искусства
Рисунки студийца. И.Бочарова
#8
Отправлено 23 January 2014 - 17:25
Могут спросить, почему я, балетмейстер Большого театра, пошел в цирк и в мюзик-холл? Причин много. Главная из них — неудовлетворенность тогдашним состоянием академического балета.
Я глубоко убежден: что не развивается — то не живет. А тогда ревнители уже однажды найденных, музейно зафиксированных форм классического балета всячески противились поискам новых выразительных средств. Вадим Шершеневич очень точно сострил тогда: «Зовут Голейзовского на зад к Петипа». В цирке и в мюзик-холле я получил полнейшую возможность экспериментировать, искать новые формы, соответствующие новому содержанию танцев. Ну и потом была еще одна причина — совсем немаловажная: попробовали бы вы отказаться, когда вас просит сам Луначарский... Что и говорить! Это были годы великого вдохновения. Работали мы тогда до изнеможения. Порой без всякой платы. На одном энтузиазме. Вспоминаю об этом с неумирающей радостью.
подробнее
Цирк в моей жизни
С ЧЕГО ВСЕ НАЧАЛОСЬ
Гражданская война. Большинство артистов цирка сражается на фронтах с белогвардейцами, нет костюмов, нет реквизита, почти все конюшни погибли. И главное, нет никаких средств. Вот в эти дни я пришел из балета в цирк. В то время в Москве их было два: Первый Госцирк (бывший Саламонского — на Цветном бульваре) и Второй Госцирк (бывший Никитиных — на Большой Садовой улице). Первый Госцирк работает и сегодня, а Второй Госцирк уже мало кто помнит. В свое время это был отличный цирк с первоклассной ареной и прекрасными конюшнями. Но два цирка в одном городе не могут дублировать друг друга. Чтобы избежать безликости, Анатолий Васильевич Луначарский предложил Первый Госцирк сделать обычным цирком, а программам Второго Госцирка придать лирический характер. Руководить Первым Госцирком поручили моему учителю Александру Алексеевичу Горскому, а Вторым — мне.
подробнее
#9
Отправлено 23 January 2014 - 17:32
Писатель, театральный драматург, киносценарист, кинорежиссер — все это объединяет в своем лице Арман Гатти (Франция).
Он — автор сценария и режиссер-постановщик антивоенного, антифашистского фильма «Загон», за лучшую режиссуру которого был удостоен серебряного приза на Втором московском кинофестивале. Биография этого поджарого, подвижного, очень темпераментного человека необычна. Когда началась Вторая мировая война, Гатти было шестнадцать лет. Он принимал участие в движении Сопротивления. Был арестован гитлеровцами и приговорен к смерти. Смертную казнь ему заменили пожизненной каторгой. В гитлеровском лагере Линдерман юноша выполнял тяжелую, изнурительную работу. Даже отсюда ему удалось бежать... Когда Гатти в пятый раз приезжал в Советский Союз, он сказал:
подробнее
#10
Отправлено 24 January 2014 - 13:53
На эстраде — огромной и ровной, как чистое поле, — человек. Совсем один — ни партнеров, ни декораций, ни грима, ни музыки. И сотни пар глаз устремлены на него из темного, затихшего зала.
Человек перед ними только во всеоружии своего мастерства... Падают в зал слова — суровые и нежные, строгие и улыбчивые, ласковые и грозные, робкие и дерзкие, легкие и грузные, звонкие и приглушенные... Одно за другим. Проходит минута... Час... Снова минута, и снова час... И сотни пар глаз — внимательных, серьезных, смеющихся, подернутых слезой, сузившихся в гневе, расширенных от удивления — неотрывно следят за человеком, живут, волнуются, радуются, печалятся вместе с ним. И ничто, кроме его голоса, не нарушает святую тишину зрительного зала, напряженно и жадно внимающего искусству. А он — один. Совсем один. Человек на эстраде. Огромной и ровной, как чистое поле... На концертах чтецов меня никогда не покидает ощущение свершающегося чуда. Пусть маленького, привычного, неоднократного, но чуда. Чуда изумительной, каждый раз рождающейся заново и каждый раз по-новому поражающей власти артиста над аудиторией, их слияния, их взаимодействия в живом, неповторимом процессе творчества. Разумеется, речь идет о выступлениях Чтецов с большой буквы, тех, кого принято называть мастерами художественного звучащего слова.
подробнее
Заслуженный артист РСФСР Эммануил Каминка
#11
Отправлено 24 January 2014 - 14:02
Конферансье не стремится «подать» номер Владимира Арькова. Он знает, что выступление молодого артиста скажет само за себя. И действительно, за те пять минут, которые Арьков находится на эстраде, он успевает покорить зал, заразить его весельем, продемонстрировав все компоненты сложной пантомимы.
подробнее
#12
Отправлено 24 January 2014 - 14:45
Трехтысячная толпа встречала артистов советского цирка в порту Иокогама. Над головами людей колыхались приветственные транспаранты.
Артисты спустились по трапу, им навстречу вышли девушки. Их яркие, словно крылья тропических бабочек, кимоно казались поблекшими перед красотой букетов, которые они с поклонами вручили нашим артистам... Эта радушная встреча определила дружескую, приподнятую атмосферу, сопровождавшую всю более чем трехмесячную гастрольную поездку «Большого цирка» (так его называли японцы) по Стране восходящего солнца. С волнением ждали премьеры советские артисты. И вот пять тысяч зрителей заполнили спортивный зал. После торжественного пролога на арене появился букет цветов. Из него выросла стройная фигура эквилибриста Льва Осинского. Первый же номер программы, изобретательно поставленной режиссером Л. Лукьяновым, очень понравился японцам. Зрители, затаив дыхание, любовались смелой и изящной работой под самым куполом воздушной гимнастки Галины Адаскиной. «Ризенвель», еще и еще. Семь раз подряд... и вдруг возгласы испуганного удивления заглушают музыку. Гимнастка стремительно летит вниз... Что это — срыв? А Галина Адаскина уже стоит на арене и улыбается. Смелый финальный соскок гимнастки привел зрителей в восторг. Особенно интересовались японцы традиционными жанрами циркового искусства нашей многонациональной страны. Видно, поэтому им полюбился номер артистов Беляковых, которые как бы оживили старинные русские ярмарочные забавы. Головокружительные прыжки, кульбиты и сальто в воздухе с качелей проходили в стремительном темпе, весело, жизнерадостно. Не меньший успех выпал и на долю канатоходца заслуженного артиста Даг. АССР М. Магомедова.
подробнее
В Токио советские артисты показывали свое искусство в огромном спортивном зале
На народных гуляниях под Иокогамой выступление Советского цирка проходило под открытым небом
#13
Отправлено 24 January 2014 - 15:04
Если меня спросят, буду ли я когда-нибудь праздновать шестидесятилетие со дня своего рождения, я прямо и честно скажу — нет, не буду.
Причин тому много, но главная из них следующая — мой личный календарь показывает, что для меня эта дата уже пройденный этап на жизненном пути и даже если бы я захотел к ней вернуться, то из этого ровным счетом ничего не получится. Это во-первых. Ну, а во-вторых, я считаю, что сам факт шестидесятилетия того или иного человека еще никому ничего не говорит. Может быть, даже не всякое шестидесятилетне и праздновать-то следует, если это шестидесятилетие прошло без всякой пользы для окружающих. Я бы лично днем рождения гражданина считал дату начала его трудовой деятельности, дату, когда своим трудом он начал приносить пользу. Для артиста такой датой является первое выступление на сцене перед теми, кого мы любим, ценим, одобрение которых нас радует, а осуждение огорчает — первое выступление перед зрителями.
подробнее
#14
Отправлено 24 January 2014 - 15:19
НА АРЕНЕ МАСТЕРА СПОРТА
Года полтора назад призеры первенства СССР по акробатике Валентин Васичкин и Геннадий Минасов пришли в цирк. Начались упорные репетиции, отработка трюков. Недавно мастера спорта вышли на арену со своим первым номером.
подробнее
Валентин Васичкин и Геннадий Минасов на арене цирка
Иван Рубан демонстрирует приемы дрессировки гостям из школы милиции
#15
Отправлено 24 January 2014 - 15:23
Более четверти века с цирковых афиш не сходит имя талантливого эквилибриста Владимира Яковлева.
Он всегда в форме, всегда поражает высоким профессиональным исполнением сложных трюков. Участвуя в смотре новых номеров, Яковлев продемонстрировал незаурядное мастерство. Им выпущен новый номер, который по яркости трюков и эмоциональной выразительности значительно превосходит ранее показанные им.
Артист совершает на ручных ходулях захватывающий подъем по двум наклонным проволокам. Достигнув вершины, вихрем скатывается вниз на ручных роликах в стойке. Яковлев исполняет сложнейшие трюки с завидной легкостью. Это результат более пятнадцатилетнего кропотливого труда. Новый номер Владимира Яковлева — еще одна яркая страничка в истории эквилибристики.
Владимир Яковлев на ручных ходулях
Количество пользователей, читающих эту тему: 0
0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных