Без лошадей нет цирка
В каждом цирке есть тринадцатиметровый манеж, обильно посыпанный опилками или же покрытый мягким ковром.
Почему же он необходим в цирке? Ведь почти все номера и аттракционы могут прекрасно демонстрироваться на любой сцене и даже на стадионе. Оказывается, манеж необходим в основном для номеров конного жанра. С древним и верным другом человека — лошадью связаны создание и расцвет русского цирка. Сколько прекрасных, увлекательных цирковых номеров исполняли раньше лошади! Они были и тем живым реквизитом, на котором артисты — вольтижеры, джигиты, жокеи, сальто-морталисты и жонглеры — показывали свое искусство. Они также участвовали во всевозможных маневрах, комических и спортивных сценках, включая воздушное поло. Лошади были и сами «артистами», выполняли сложные номера, так называемую «высшую школу верховой езды» и «свободу». Они делали сложные трюки — разные танцы, поклоны, апортировку, ходили на задних ногах вперед и назад. Исполняла они самостоятельно и такой сложный номер, как «лошадь-математик». Очень распространены были групповые номера, «Свободу», например, одновременно исполняли до 24 лошадей, а «конное табло» — до 60—65.
подробнее
На фото.С. М. Буденный и В. Е. Лазаренко на представлении в Московском цирке
Рисунки Р. Мусихиной
С. М. Буденный и заслуженный артист РСФСР А. Т. Кантемиров